Участник 1 «Учебный видеоролик»

Мастерская построения знаний по литературе  10 класс. «Пропала совесть?» (М. Салтыков-Щедрин  и его гражданская позиция в «Губернских очерках»)

Переляева Вера Викторовна, 

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

Аннотация

Тип мастерской: мастерская построения знаний

Мастерская является первым занятием в теме «Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина» и предполагает знакомство с личностью писателя и его художественно-публицистическими произведениями («Губернские очерки»).

Учащиеся уже знакомы с его творчеством по сказкам (6-7 класс), но представление о сложнейшем мире идей, проблем, духовных поисков автора, об актуальности его творчества не только в свое время, но и сейчас они должны получить на этом занятии.

Прикладной целью мастерской можно считать попытку побудить учащихся к поисковой деятельности, результатом которой станет знакомство с гражданской позицией М.Е. Салтыкова-Щедрина и его общественно-политической деятельностью, давшей мощный стимул для написания его гневной социальной сатиры. В процессе достижения данной цели учитель должен содействовать формированию ключевых и предметных компетенций через предметное содержание и инструментарий технологии педагогических мастерских (задания проблемно-поискового характера, индивидуальную, групповую и межгрупповую социализации, создание собственного продукта, рефлексию деятельности).

Кроме того, тема и возможности данного занятия должны способствовать усвоению учащимися гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитанию чувства ответственности и долга перед своей страной и своим народом. Результатом работы на мастерской будет индивидуальный текст, отображающий степень глубины и полноты пережитого на мастерской.

Почему мастерская строится на материале «Губернских очерков»? В первую очередь, очень важно показать десятиклассникам, что Салтыков-Щедрин не «сказочник», а Гражданин, Писатель, Человек, который обладал не только «горячим сердцем» и «большой совестью», но и даром Прорицателя, Философа, Христианина. Материалы этих очерков, предложенных для анализа, и являются иллюстрацией к полному портрету писателя.

Класс делится примерно на равные группы (по 5-6 человек).

  • В качестве индуктора ребятам предлагается сосредоточиться на том, что является личностно значимым для каждого: «Что для меня значит слово «Россия»? О чем я хочу спросить свою страну?» Большей частью это оказываются вопросы общественного и социально значимого, а порой философского характера, хотя редко кто из них задумывался об этом. Но поскольку мастерская – это большой диалог, то уже на I этапе начинается внутриличностный диалог – подросток спрашивает себя и отвечает себе. На следующем этапе – социализации – разворачивается диалог с одноклассниками в группе и между группами (и – одновременно продолжается с собой: «А мой вопрос интересный или нет в сравнении с другими? А как думают другие?») Задаваемые вопросы характеризуют и уровень развития сознания, и способность рефлексировать, и уровень речевого развития, и особенности отношений личности с другими людьми. Говорить, что один вопрос лучше или хуже другого, что у этого учащегося речь более развита, чем у другого, на этом этапе (да и вообще на мастерской) нельзя. Задача в другом – включить мысль, заинтересовать ребенка перед включением его в материал.
  • На этапе деконструкции задания предложены для групповой работы. Они включают элементы анализа текста, где активизируются различные мыследеятельностные операции: выделить проблемы, нарисовать словесный портрет их выразителей, предположить род занятий и место их жительства, характеры, психологию, соотнести этих людей друг с другом по выбранным параметрам (анализ, синтез, сравнение, предположение, воображение). Каждое из 3-х предложенных заданий на этом этапе заканчивалось наличием точки бифуркации: представления участников, как правило, не совпадали – у каждой группы был свой взгляд на личности и их проблемы.
  • Работа с материалами (Приложения 1-3) завершилась тем, что в состоявшейся мастерской является основным показателем, — каждый пережил «разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке построенного знания с научным источником, поэтому после вопроса к Мастеру, записанного в тетради, но оставшемуся без ответа, дозированно предлагается научный (учебный) материал (Приложение 4). В нем учащиеся находят сведения об авторе, но, чтобы узнать его, их знаний о Салтыкове-Щедрине явно недостаточно. Нетерпение растет – и тогда им предлагается посмотреть два коротких видеоролика, в одном из которых – новые биографические сведения, во втором – жанровое своеобразие и тематика сказок Салтыкова-Щедрина (на этот материал будем опираться на последующих уроках).

Гул в аудитории после их просмотра показывает Мастеру гамму чувств, переживаемых участниками: «Неужели это тот самый Щедрин?», «А я догадывался», «Мне не давала покоя мысль, что это – Достоевский, ведь у него много о проблемах «маленького человека», о христианском отношении к миру» и т.д.

  • Далее – индивидуальная работа о писателе и его творчестве. На мастерской учитель не торопится отвечать на вопросы, наращивая интеллектуальный голод, наблюдает, как ребята радуются каждой находке, сотворяют общий «продукт» общего поиска, видит, что в группе высказываются даже те, которые на уроках обычно молчат, как ребята внимательно слушают друг друга.
  • Как итог, последним заданием на мастерской было создание собственного текста, в котором каждый должен был «поймать и зафиксировать» ту главную мысль, то главное чувство, которое он пережил на мастерской. Тексты (объем их различен, но и это не принципиально, главное – он есть) написаны всеми. Но, к сожалению, (не исключено, что это можно понять: мысли-то высокие, даже очень личные, а о таком редко говорят вслух), афиширование было не полным. Кто не успел или не захотел читать – сдали работы учителю.
  • Последний этап любой мастерской, обязательный к исполнению и самый трудный,- это рефлексия. Было предложено 5 вопросов на выбор, и высказывания участников показали, что они пережили «разрыв» (открыли «нового» Салтыкова-Щедрина), обратились к самоанализу, испытали удовольствие от общения в процессе работы. Значит – мастерская состоялась.

Критерии оценки

Вернуться к списку участников