МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 

«ЗИМНЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕГОВИЧКА», В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «ЗИМА»

Стефанова Наталия Леонидовна,

учитель -дефектолог

МБДОУ д/с № 25 «Зайчик»

Данное мероприятие проводится для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи в соответствии с образовательной программой дошкольной организации в рамках тематической недели «Зима».

Образовательная деятельность ориентирована на формирование познавательно-речевой сферы у детей по направлению ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Образовательная деятельность построена с учётом особенностей данной группы детей и их потенциальных возможностей. Дети посещают группу компенсирующей направленности первый год.

В ходе представленной образовательной деятельности основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, а в данной группе практически неговорящими детьми являются:

  • формирование мотивации к речевой деятельности;
  • формирование познавательной активности;
  • формирование знаний об окружающем мире и понимание обращённой речи;
  • формирование предметной деятельности.
  • стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия);

Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребёнком усваивается то, что затрагивает его эмоции, поэтому главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребёнка через чувственное познание, включение ребёнка в значимую для него деятельность.

Процесс восприятия является основой познания человека. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста актуально использовать элементы метода сенсорной интеграции, направленного на формирование большего количества межанализаторных, ассоциативных связей.

Эмоциональный фон совместной деятельности детей и педагога способствует развитию познавательного интереса. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится у ребенка в памяти и полнее им воспроизводится.

Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятия, повышает интерес.

 Образовательная область:

приоритетная

  • познавательное развитие – формировать познавательную мотивацию, расширять представления детей об окружающем мире, развивать активность, инициативность;
  • речевое развитие – формировать словарный запас по лексической теме «Зима», умение отвечать простой фразой;

в интеграции

  • социально-коммуникативное развитие – формировать у детей умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию положительных эмоций;
  • физическое развитие – продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

В ходе образовательной деятельности используются целесообразные методы и приёмы с целью эффективного проведения мероприятия:

  • игровые приёмы: дидактические игры, игровые упражнения;
  • приёмы привлечения внимания детей (демонстрация изображений (видеоряда, картинного материала, сюрпризный момент);
  • приёмы активизации мыслительной деятельности (вопросы проблемного характера, решение проблемной ситуации);
  • приёмы стимулирования познавательно — речевой активности детей (беседа, вопросы поискового характера);
  • использование ИКТ (демонстрация видео);
  • использование художественного слова (применение в беседе с детьми стихотворных строк, пальчиковой гимнастики);
  • практические методы (самостоятельное изготовление, демонстрация и применение   готового продукта в процессе игровой деятельности).

Во время педагогического мероприятия применялись такие формы организации детей – работа в подгруппе (организация детей стоя на ковре, на стульчиках, сидя на ковре, за столами), индивидуальная работа.

Структура занятия включает в себя организационный момент, вводную часть, основную часть, динамическую паузу, заключительную часть, продуктивную деятельность, рефлексию. На протяжение всего занятия проводилась работа по стимулированию и активизации речевой деятельности у детей с помощью вопросов.

Групповое помещение, в процессе образовательной деятельности, условно разделено на четыре сектора:

  • сектор организации (ритуал начала занятия с включением музыкального сопровождения, вводная часть с включением сюрпризного момента с целью заинтересовать и вовлечь детей в деятельность);
  • рабочий сектор (основная часть с включением беседы, просмотра видео, дидактических игр и упражнений, направленных на познавательно – речевую  деятельность детей);
  • сектор игровой деятельности (самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, логоритмическое упражнение, направленное на согласование речи с движением под музыкальное сопровождение);
  • сектор продуктивной деятельности (самостоятельная работа детей в процессе игровых заданий, направленных на стимуляцию сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия).

В ходе занятия применялись следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

Сменяемость видов деятельности, интересная подача материала, совместное решение проблемных ситуаций, атмосфера дружеского сотрудничества- обеспечивают сохранение интереса и активности детей на протяжении всего мероприятия.

Положительная оценка достижений детей на занятии является для них важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации.

Важным моментом завершения (рефлексией), особенно у детей младшего дошкольного возраста, послужил плавный переход от образовательной деятельности к свободной игровой, в ходе которой дети могли по своему желанию и интересу обыграть получившиеся поделки (снеговичков), эмоционально взаимодействуя с педагогом и детьми, включаясь в совместную игровую ситуацию.

Конспект занятия (просмотреть…)