О проведении мероприятий к 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева

В 2022 году весь мыслящий мир празднует 100-летие со дня рождения Александра Александровича Зиновьева – логика, философа, социолога, писателя, идеолога, выдающегося гражданина России.

Его кредо – правда, во что бы то ни стало. Его формула – служение истине. Его эталон – высочайшая культура мышления. Его судьба – трагедия русского гения, пророка, изгнанного из своего Отечества. Его эпоха – великий эволюционный перелом.

Линия Зиновьева – путь Нового человека, фундаментом морального кодекса которого являются: ДОСТОИНСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО.

В сентябре — октябре 2022 года в муниципальных общеобразовательных учреждениях будут проходить тематические уроки и внеурочные занятия, посвященные жизни и творчеству выдающегося мыслителя.

В Иркутской области утвержден план по подготовке и проведению мероприятий, посвященных  празднованию 100-летия со дня рождения А.А. Зиновьева (смотреть).

Справочно

Александр Александрович Зиновьев (29 октября 1922 года 10 мая 2006 года) выдающийся русский мыслитель (логик, социолог, философ, писатель, художник). Крупнейший российский идеолог конца XX – начала XXI веков. Александр Александрович родился в 1922 году в Костромской области в многодетной крестьянской семье. По окончании школы он в 1939 году поступил в Московский институт философии, литературы и истории – основной гуманитарный вуз университетского типа в те годы), из которого был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа Сталина.

Вскоре он был арестован, бежал, скрывался от органов госбезопасности. От дальнейших неприятностей его спасла служба в армии, куда он ушел в 1940 году и прослужил до 1946 года. А. А. Зиновьев участвовал в Великой Отечественной войне в качестве боевого летчика и закончил ее в 1945 году в Берлине. 1946 – 1954 годы он – студент, а затем аспирант философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В 1954 году А. Зиновьев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). Став в 1955 году научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, он проработал в нем до 1976 года.

В 1960 году А.А. Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и короткое время (1965 – 1968гг.) заведовал кафедрой логики в Московском университете.

В 1976 году А. А. Зиновьев выступил с книгой «Зияющие высоты», представлявшей собой выполненное в художественной форме критическое исследование некоторых сторон советского социального строя. Книга была опубликована на Западе. Этот факт решающим образом предопределил восприятие книги. А. А. Зиновьеву отвели роль антикоммуниста, со всеми вытекающими в те годы последствиями: он был исключен из партии, выгнан с работы, выслан из страны, лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных. Вокруг него была создана атмосфера замалчивания. Всё было организовано так, как будто вообще не существовало такого человека.

С 1978 года начинается эмигрантская жизнь А.А. Зиновьева, которая продлилась 21 год. Все эти годы он жил в Мюнхене (Германия), занимаясь научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы и источника существования. В 1980 году выходит его научный труд «Коммунизм как реальность». В ней он излагает основы разработанной им теории реального коммунизма. За этот труд он удостоен премии Алексиса де Токвиля – премии в области социологических исследований (1982 г.).

Одновременно с этим появляется огромное количество научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции. А. А. Зиновьев своим творчеством создал новый жанр социологического романа (повести), в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Понятия, утверждения, отчасти даже методы социологии используются как средства художественной литературы, а последние, в свою очередь, применяются как средства науки. Его социологические романы принадлежат одновременно и к области науки, и к области художественной литературы. В результате этого ему удалось, с одной стороны, интегрировать в социологическую теорию человеческий, индивидуально-личностный аспект жизнедеятельности, а с другой – изобразить индивидуальные человеческие типы, отношения между ними с учетом их глубокой социальной обусловленности.

В середине 80-х годов ХХ века начинается новый период в творчестве А.А. Зиновьева. Он расширил исследовательскую тематику, обратившись к изучению современного Запада. В итоге исследований коммунизма и западнизма, их борьбы между собой А. Зиновьев систематизировал свои социологические представления. Дополнил их новыми понятиями «человейника», «предобщества», «общества» и «сверхобщества» (монография «На пути к сверхобществу», 2001). Его социология не знает оценочных суждений, отрицает историзм как методологический принцип познания общества.

В 1990 году Зиновьев был восстановлен в гражданстве, соотечественники получили открытый доступ к его трудам. В 1999 году он вернулся на постоянное место жительства в Москву. Работал профессором в Институте философии РАН, преподавал в МГУ им. М.В. Ломоносова и в других вузах страны, активно участвовал в общественно-политической жизни в качестве публициста, эксперта, лидера общественного мнения. В Московском гуманитарном университете был создан исследовательский центр А.Зиновьева. В этот период выходят такие обобщающие труды, как «Очерки комплексной логики» (2000 г.), «Логическая социология» (2002 г.), «Логический интеллект» (2005 г.). К этому времени издано более 40 книг на 22 языках мира тиражом свыше 3 млн экземпляров. Последним произведением А. Зиновьева стала книга «Фактор понимания» (2006 г.). В ней он подводит итог жизни, излагает свое мировоззрение в единстве философско-методологических, логических, социологических и этических аспектов.

Константин Анатольевич Макаров, кандидат технических наук,

доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана

Сегодня у меня праздник!

Возьму на себя смелость сказать, что это праздник для каждого, кто хочет быть достойным называться Человеком.

Может ли праздником такого масштаба быть день рождения одного человека? История свидетельствует, что да.

…На мой взгляд, день рождения такой личности, как Александр Александрович Зиновьев, является для Человечества не менее значительным событием, а для нашего народа – тем более.

В массе людей ни величия, ни красоты нет. Величие народа определяется тем, каких личностей он порождает. Это можно сказать обо всем человечестве. Когда-то Свифт предложил использовать вместо термина «Человек Разумный», термин «Человек, способный быть Разумным». Это «способный» в той или иной степени заложено в каждом, но реализуется в очень немногих.

Именно эти немногие определяют лицо Человечества, делают человека Человеком, показывают всем: «ты можешь!». Именно «ты можешь!» облекает Человека величием и красотой.

Как писал Джон Стейнбек в «На восток от Эдема», без этого от нас бы остались только осколки окаменевших зубов в пластах известняка. А слова Бога, обращенные к Каину: «… (ты можешь)» – это, по словам Стейнбека, лестница, ведущая к звездам.

Известно, что люди не любят этих немногих. Их существование, пример, взывает к выполнению Долга Человека, а это тяжело. Для многих существование таких Людей – живой упрек в собственной ничтожности. Но есть люди, для кого это пример, как подняться из этой ничтожности, и помощь на этом Пути. Пока такие немногие появляются, Человечество будет существовать, и их пример будет вести вперед и вверх. Без них на Человечестве можно ставить крест.

Александр Александрович Зиновьев среди этих немногих. … тот факт, что этот человек появился, выжил, и в какой-то степени реализовался – это Дар Божий всему человечеству, а нашему народу в особенности.

Перечислять все его достижения и заслуги не буду – это займет слишком много места времени, и затемнит то главное, что мне хотелось бы сказать в этот день.

Человека делают Человеком две вещи.

Первая – это стремление к познанию, пониманию. Я бы даже сказал, что познание – это способ существования Человека, и в этом его отличие от животных. Вся жизнь Александра Александровича была посвящена этому.

Его девизом, которому он действительно следовал, было: «Истина любой ценой, несмотря ни на что». И следовал он этому столь последовательно и неотступно и столь успешно, что за более чем 20 лет я не нашел у него ни одной ошибки. Были разногласия, и длились они по несколько лет, но разбираясь глубже, я каждый раз должен был признавать его правоту.

Вторая вещь – нравственность, способность к моральным поступкам. И здесь Александр Александрович показал уникальнейший пример, как можно жить, не прогибаясь ни перед кем и ни перед чем. При этом, не проявляя фанатизма, не становясь в позу, без самолюбования и без самоуничижения. Всю жизнь он делал из себя Человека, согласно лучшим представлениям, каков должен быть Человек. То, что у него на это хватало сил, восхищает.

Вот почему его день рождения – не только личное дело его и его близких, но и каждого Человека.

При отсутствии иллюзий в отношении людей Александр Александрович был очень доброжелателен. Он не был мрачным мизантропом, искрометно шутил, любил посмеяться. После общения с ним я всегда испытывал сильнейший эмоциональный подъем. Активно хотелось жить и работать. Хотя ничего «харизматичного», гипнотического в нем не было. Он был небольшого роста, плотный, но стройный и очень подтянутый. Бросался в глаза контраст между его лицом пожилого, много испытавшего человека, и осанкой, как у молодого. Он двигался очень ловко, быстро, порывисто, как юноша. Когда он шел по улице, мне приходилось напрягаться, чтобы не отставать.

То, что мне посчастливилось быть знакомым с этим Человеком, я расцениваю как величайшую удачу в своей жизни. Я не хотел бы вызвать зависть: такая удача доступна всем. Есть его книги, он весь в них, как бы избито это ни звучало. Люди! Читайте, думайте, и будьте Людьми! Чтобы не пропало, чтоб Огонь не погас!

Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН

Александр Александрович сам попытался свести воедино разные аспекты своего творчества как выражения смысла прожитой им жизни. Этому посвящена его последняя книга «Фактор понимания», которую он завершил уже будучи во власти неожиданно свалившейся на него тяжелой болезни. «Фактор понимания» – своего рода символ веры Зиновьева.

Итак, почему фактор понимания, что он означает? Я попытаюсь схематично ответить на этот вопрос. Вот что говорит об этом сам Зиновьев в первых же фразах книги: «Действия людей и результаты этих действий определяются комплексами многочисленных факторов (причин, условий, обстоятельств). В число этих факторов включается и то, что люди думают о ситуации, в которой совершаются их действия, о самих себе и о своих возможностях, короче говоря – фактор интеллектуальный, или фактор понимания. Изучение и усовершенствование его стало делом всей моей жизни с самой ранней юности (с конца тридцатых годов двадцатого века)».

Человек не просто живет, совершая те или иные действия, он еще способен давать себе отчет в том, как и почему он совершает их. Он способен понимать. Понимание есть тот фактор, через который человек может оказывать влияние на свою жизнь, придать ей достоинство ответственного существования. Соответственно, назначение человека состоит в том, чтобы научиться понимать, чтобы мыслительный, интеллектуальный процесс, опосредующий его жизнедеятельность и включенный в него, был наиболее доброкачественным.

Понимать, чтобы жить с пониманием, – такова была его установка.

Жить с пониманием означало для Зиновьева, прежде всего, свидетельствовать истину в том виде, в каком он ее постиг. Никогда не говорить то, чего ты не думаешь, и никогда не бояться сказать то, что думаешь, т.е. жить, оставаясь в русле своего собственного понимания. Это очень нелегко, это бесконечно трудно – подчинить все прочие мотивы, все прочие соблазны, многочисленные и сладостные, одному мотиву, одной страсти – верности истине. Зиновьев умел это делать. Он умел противостоять идеологическому прессу, общественному давлению, умел сказать «нет», когда все говорили «да».

Валентин Иванович Толстых, доктор философских наук, сотрудник  Института философии РАН

На мой взгляд, Зиновьев – это гений особого рода. Редчайший гений.

Александр Александрович Зиновьев интересен, на мой взгляд, тем, что он представляет собой синтетический интеллект. Он мыслил синтетически, был личностью не односторонней, а многосторонней, многогранной. И каждая грань его интеллекта – вот что важно – была выдающейся. Очень важно, чтобы память наша была деятельной. Очень просто сказать: «Будем помнить вечно» – и жить как жили. А помнить делами, т.е. делать что-то во имя памяти этого человека – это куда труднее. Но это нужно обществу. Мы это с вами осознаем. Даже если это не осознают многие и не хотят осознавать, мы должны это делать. Для этого надо позаботиться о том, чтобы в местах, где он родился и жил, появились какие-то знаки памяти о Зиновьеве.

Если наша жизнь, хоть крайне медленно, но все же движется к вершинам добродетелей, то это происходит благодаря небольшому, совсем тонюсенькому духовному слою общества, который уравновешивает порочность общества духовным подвигом немногих, иногда всего лишь единиц из миллионов, которых именуют подвижниками и героями. Зиновьев был подвижник.

Когда-то А.П. Чехов сказал: «Подвижники нужны как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации… есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно сознанной цели».

Завершить наш исторический час хочу словами А.А. Зиновьева «У нас в России, главным оружием остается интеллект. Это наше самое последнее оружие».

Справочно

В соответствии с планом по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения А.А. Зиновьева, сообщает о том, что в сентябре 2022 года в  муниципальных общеобразовательных учреждениях были проведены 14 мероприятий  (классные часы о биографии и  деятельности ученого, библиотечные уроки, тематические уроки, акции и т.п.), посвященных 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева, в которых приняли участие 2224 несовершеннолетних.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий