В помощь педагогам, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья

24 февраля 2021года состоялся теоретико- практический семинар «Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние детей», в котором приняли участие как педагоги общеобразовательных учреждений, так и специалисты дошкольного образования.

Азизова Н.В., старший методист МКУ «ЦРО» дала общее представление о сенсорной комнате, рассказала в каких образовательных учреждениях  она имеется,  и по каким программам работают специалисты образовательных учреждений.

Сенсорная комната –это организованная особым образом среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Ребенок, пребывая в этой  красочной, особой среде обитания-сенсорной комнате, получает массу положительных эмоций, благоприятное воздействие на настроение, физическое состояние.

Занятия в сенсорных комнатах проводят специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи по утвержденным программам.  Все специалисты имеют курсовую переподготовку по данной теме.

 

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач.

  1. Релаксация:

а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение эластичности мышц);

б) снятие психологического и эмоционального напряжения.

  1. Активизация различных функций центральной нервной системы:

а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния);

б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий);

в) развитие речи и коррекция речевых нарушений;

г) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

 

Опытом работы в  сенсорной комнате  поделились  Бабикова А.В., педагог-психолог МБДОУ д/с №25 «Зайчик»; Литвинова К.В., заместитель заведующей по воспитательной работе МБДОУ д/с №12 «Брусничка»; специалисты дошкольного образования МАОУ «СОШ№7 им. Пичуева Л.П.»: тифлопедагоги –Силантьева Н.П.,  Дамм О.М., педагог-психолог Иванцова О.В; учитель-логопед, руководитель городского методического объединения учителей-логопедов Белка Н.В. и  Онищенко О.В., педагог-психолог  МАОУ «СОШ№13 им. М.К.Янгеля».

Бабикова   О.В.  рассказала о положительном влиянии систематических занятий в сенсорной комнате на развитие детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития, детей с интеллектуальными нарушениями. Специалисты считают, что занятия в полифункциональной среде сенсорной комнаты позволяют создать устойчивый фундамент психоэмоционального здоровья, что служит основой для стабильного и активного интереса к познанию мира ребенком с ОВЗ.

Литвинова К.В. представила опыт работы «Лекотеки»- обучающего  ресурсного  центра, направленного на   создание  квалифицированной  службы  помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  и их семьям в своем дошкольном учреждении.   Имеющийся положительный опыт занятий в сенсорной комнате   позволяет отметить у их воспитанников:

-восстановление эмоционального комфорта, достижение релаксации, поддержание стремления ребёнка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии;

-развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты, стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности;

-профилактику и коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата, речевых нарушений, эмоционального и мышечного напряжения, агрессивности, тревожности детей.

 

Свой опыт работы по программе «Я вижу, я слышу, я чувствую этот мир» для детей с нарушением зрения представили тифлопедагоги Дамм О.М. и Силантьева Н.П.

Специалисты отметили, что занятия по   данной программе   позволяют воспитанникам с нарушением зрения восстановить эмоциональное равновесие, поднять самооценку и увереннее чувствовать себя в жизни.

Иванцова О.В. представила свои наработки по программе занятий в сенсорной комнате «Применение эффективных методов и приемов в среде темной сенсорной комнаты, способствующих укреплению и стабилизации   психоэмоционального состояния будущего школьника» для детей с нарушением зрения. Ольга Владимировна отметила положительное психоэмоциональное состояния детей после занятий в сенсорной комнате.

 

Онищенко О.В и Белка Н.В. представили сенсорное оборудование единственное в городе Усть-Илимске — «комод «ПЕРТРА».  Работа с оборудованием «комода «ПЕРТРА» повышает у обучающихся с ОВЗ мотивацию к коррекционно-развивающим занятиям и к обучению в целом, способствует развитию основных типов мышления, помогает развитию речи, памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики, стимулирует творческую активность, повышает уровень самооценки, снижает уровень агрессии, тревожности, неуверенности в своих способностях к обучению.

Материал, представленный специалистами, заслуживает особого внимания всех педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участники семинара предложили обобщить представленный опыт коллег на  более широкой аудитории, в том числе на педагогических чтениях 2022 года.

Солдатова Г.Е., начальник отдела

психолого-педагогического и социального

 сопровождения МКУ «ЦРО»

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий