Теоретико-практический семинар «Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» состоялся 7 ноября 2024 года в МАОУ «СОШ №11» города Усть–Илимска, организованный специалистами МКУ «ЦРО» совместно с администрацией МАОУ «СОШ № 11».
Директор школы Лысцова Ольга Ивановна, поприветствовала участников и пожелала всем плодотворной работы.
Солдатова Галина Евгеньевна, начальник отдела психолого-педагогического и социального сопровождения МКУ «Центр развития образования», руководитель ТПМПК, актуализировала теоретические аспекты и проблематику инклюзивного образования. Она обратила внимание на увеличение количества учащихся, испытывающих затруднения в освоении основной общеобразовательной программы, а также рост количества учащихся, обследуемых комиссией в течение учебного года. Также она отметила наработанный положительный опыт специалистами МАОУ «СОШ №11» по обсуждаемой теме, о котором педагоги и рассказали на данном семинаре.
Условия комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования раскрыла Наталья Вадимовна Прокофьева, методист МАОУ «СОШ №11», которая представила алгоритм организации сопровождения процесса интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В своем выступлении Наталья Владимировна подробно осветила этапы создания инклюзивной среды для детей с ОВЗ, начиная с нормативно-правовой документации, особое внимание уделила работе школьного психолого-педагогического консилиума.
Комплексный подход предполагает согласованную работу всех специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Выступление психологов школы — Барановой Ксении Владимировны, Сафиуллиной Олеси Борисовны, наглядно подтвердило согласованную работу специалистов по разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, исходя из рекомендаций заключения ТПМПК. Специалисты привели примеры из написанных адаптированных рабочих программ и литературу, которой они пользуются при разработке ИОМ, сделали акцент на рекомендациях из заключения позволяющие им выбрать правильную модель интеграции.
Продолжила выступление логопед школы Бердникова Ирина Геннадьевна. Она показала фрагменты своей рабочей программы, которую выстраивает по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимой для преодоления речевого нарушения детей с ОВЗ. Рассказала, какую совместную работу она проводят с учителем русского языка по изучению дефицитов школьника и определению ресурсов учащегося, на которые можно опереться при разработке индивидуального образовательного маршрута, какой литературой пользуется при написании своей адаптированной программы.
Омолоева Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог, рассказала о роли педагога-дефектолога в совершенствовании интеллекта детей с ОВЗ, в развитии памяти, мышления, в умении выражать мысли; социальный педагог-Иганина Ирина Владимировна, обозначила необходимость деятельности социального педагога в целях создания здорового климата в школьном коллективе и в выстраивании взаимодействия с родителями учащихся с ОВЗ.
Большой интерес у участников вызывало выступление учителя начальных классов Анпиловой Елены Николаевны. Елена Николаевна показала образцы наглядности, которую она применяет на уроках для детей с ОВЗ. Объяснила, как выстроить работу на уроке для всех учащихся, какими приемами она пользуется на уроке, по вовлечению всех своих учеников в эффективную работу.
По итогам семинара участники высоко оценили работу педагогов МАОУ «СОШ №11», отметили важность и необходимость проведения такого рода мероприятий, а именно: его практическую направленность, возможность сравнить свой опыт с опытом коллег, почерпнуть для себя полезную информацию для дальнейшей эффективной работы на местах.
Азизова Н. В., методист отдела
психолого-педагогического
и социального сопровождения МКУ «ЦРО»