Городские педагогические чтения, посвященные теме: «Метапредметность образовательного процесса как важнейшее средство достижения нового качества образования» по сложившейся традиции прошли в МАОУ «Городская гимназия №1».
В педагогических чтениях приняли участие 169 педагогических работников и школьных библиотекарей из 29 муниципальных образовательных учреждений.
В фойе гимназии городские методические объединения школьных библиотекарей и учителей биологии оформили Мета-выставку: школьные библиотекари на тему: «Информационно-библиотечные центры – новые возможности и результаты» (руководитель Куклина Н.Н.) и объединение учителей биологии на тему: «Внеурочная деятельность в естественно-научном цикле» (руководитель Бровкина Н.В.).
На открытии педагогических чтений вступительное слово было представлено директору МАОУ «Городская гимназия №1» Емельяновой Н.А.
Наталья Анатольевна в своем выступлении отметила, что термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов
Установленные стандартом новые требования к результатам учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
С музыкальным поздравлением участников педагогических чтений приветствовали учащиеся гимназии.
После пленарного заседания работа продолжилась в 8 секциях по следующим темам:
«Реализация идей ФГОС ДО участниками образовательных отношений»;
«Современные педагогические технологии как средство для повышения качества математического образования»;
«Формирование учебных универсальных действий младших школьников»;
«Новые смыслы метапредметности в преподавании иностранного языка»;
Реализация метапредметного подхода в преподавании учебных предметов;
«Формирование метапредметных компетентностей на уроках общественно-научного цикла»;
«Актуальные вопросы развития и здоровьесбережения».
Свой педагогический опыт представили 42 педагога из 19 образовательных учреждений (школы №№ 1, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15 лицей, гимназия; д/с №№: 1, 5, 9, 14, 17, 37), из них 2 стендовых доклада и 35 докладов с презентациями; 3 доклада – коллективные и 1 — интегрированный (математика-информатика). Среди выступающих были учителя-предметники, логопеды, воспитатели детских садов, школьные библиотекари.
Выступления докладчиков соответствовали общей тематике педагогических чтений, теме работы секции.
Докладчиками четко обозначены и аргументированы актуальные для педагогов образовательных учреждений проблемы, имеющие практическую значимость, и предложены способы решения этих проблем.
В ходе активного профессионального обсуждения, слушателями отмечена практическая значимость представленного педагогического опыта и возможность использования его в своей деятельности.
Экспертные комиссии определили докладчиков, чьи выступления вызвали особый интерес у слушателей и достойны распространения не только на уровне городской педагогической общественности, но и на уровне региона.
Решение экспертных комиссий:
Рекомендовать для обобщения опыта на муниципальном уровне с публикацией на официальном сайте Управления образования Администрации города Усть-Илимска следующие доклады:
Берестюк М.В., учитель математики, тема доклада: «Формирование теоретического и практического мышления на примере изучения функциональной линии в курсе «Алгебра», 9класс с помощью программного продукта Geogebra»;
Букельманова Н.В., учитель начальных классов, тема доклада: «Развитие регулятивных УУД младших школьников на уроках математики»;
Болдина Е.К., учитель начальных классов, тема доклада «Музейная педагогика в системе воспитательной работы школы»;
Белов Р.А., учитель информатики, тема доклада: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике»;
Вайцель Е.А., учитель химии, биологии, тема доклада: « Рефлексия как один из способов развития метакогнитивных навыков учащихся»;
Голос Г.И., учитель информатики и математики, тема доклад: «Повышение качества математического образования через применение технологии смешанного и мобильного обучения»;
Герасимова М.Н., воспитатель, тема доклада: «Организация совместной театрально-игровой деятельности на основе взаимодействия с детской библиотекой «Первоцвет»;
Дмитриева И.О. учитель английского языка, тема доклад: «Экологическое образование в предметной области «Английский язык» через содержание УМК»;
Либгард Е.А., учитель начальных классов, тема доклада: «Метод сказкотерапии как ресурс коррекционно-развивающей деятельности учителя логопеда»;
Маркина Е.А., учитель географии, тема доклада: « Образовательные модули как средство формирования метапредметных результатов»;
Нестерец Л.А., учитель английского языка, тема доклада: «Системно-деятельностный подход как условие эффективного пополнения лексического запаса учащихся»;
Никулина Т.ВВ., учитель истории обществознания тема доклада: «Формирование коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания»;
Пугинская А.А., воспитатель, тема доклада «Социальное партнерство с родителями как средство обновления образовательного процесса с дошкольниками»;
Полякова С.М., физической культуры, тема доклада: «Адаптивная физическая культура во внеурочной деятельности, как средство для занятий физической культурой с учащимися, имеющими специальную медицинскую группу»;
Спесивцев М.М., учитель истории и обществознания, тема доклада: «Организация проектировочной деятельности на уроках истории и обществознания»;
Федотова И.В., учитель начальных классов, тема доклада: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе как фактор эффективности учебной деятельности».
Рекомендовать для обобщения опыта на региональном уровне с публикацией на официальном сайте Управления образования Администрации города Усть-Илимска следующие доклады:
Апатенок Н.А., учитель физической культуры, тема доклада: «Особенности работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на уроках физической культуры»;
Анисимова Л.А., учитель математики и Кнауэр Л.Г., учитель информатики, тема доклада: «Развитие пространственного мышления у обучающихся 6 классов на занятиях интегрированного курса «Геометрия в 3D»;
Добровольская Марина Александровна, учитель МХК, тема доклада: «Ролевая игра как фактор формирования личностных УУД учащихся на уроке Мировой художественной культуры»;
Зуева Т.С., учитель английского языка и Фарафонова И.Л., учитель английского языка, тема доклада: «Контрольно-измерительные материалы для оценки сформированности УУД в основной школе на уроках английского языка»;
Иванова Ю.Г., учитель математики, тема доклада: «Лабораторная работа по математике как средство формирования навыков исследовательской деятельности учащихся»;
Козлова О.А., учитель физики, тема доклада: «Формирование метапредметных УУД через системную внеурочную деятельность по физике»;
Карасева Л.Н., учитель русского языка и литературы, тема доклада: «Использование веб-сервисов на уроках русского языка и литературы»;
Сизых Л.С., учитель физики, тема доклада «Исследовательская деятельность: преемственность и непрерывность»;
Шарец М.А., учитель математики, тема доклада: «Использование технологии «Укрупнения дидактических единиц» как средство формирования предметных компетенций учащихся».
На заключительном совещании руководители экспертных комиссий резюмировали работу секций. Сделали выводы об актуальности и важности личного опыта каждого докладчика для повышения качества образования, создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.
Всем выступающим вручены Сертификаты участника, авторам лучших докладов — Сертификаты с рекомендациями обобщения опыта на региональном и муниципальном уровнях.
И.М.Шереметова, ст. методист МКУ «ЦРО»