Приказом вводится единое поурочное планирование по предметам так называемого «непосредственного применения» — русский язык, литература, история, обществознание, география, окружающий мир, труд, основы безопасности и защиты Родины. Такой подход, как считают в минпросвещения, сокращает документационную нагрузку на педагогов и учебную нагрузку — на школьников.Также закреплены нормы по контрольным работам: само понятие, продолжительность — не более двух уроков по 45 минут каждый, их максимальное число — не более 10 % учебного времени.
Также прописана синхронизация учебных программ с ОГЭ и ЕГЭ: по каждому предмету указан перечень пунктов, которые проверяются на экзаменах.
Кроме того, приказом № 704 обновлены рабочие программы по предметам мировоззренческого цикла — истории и обществознанию.
«Российская газета» спросила учителей и составила перечень распространенных мнений. Публикуем основные тезисы коллег-журналистов.
Заблуждение 1. «Единое пространство — это уравниловка, сводится на нет уникальность школ».
Речь НЕ об отмене индивидуальности, а о гарантии качества и преемственности для любого ребенка в любой точке страны. Утверждены единые федеральные программы по всем предметам. Что это дает ученику? Переезжая в другую школу, он не теряет нить обучения, а продолжает изучать ту же тему. Это не «уравниловка», это справедливость и равный доступ к фундаментальным знаниям. Уникальность школы теперь может проявляться в методиках, проектах, внеурочке, а не в хаотичном содержании программ.
Заблуждение 2. «Реформы — чистая бюрократия, не доходящая до реальных учителей и детей».
Отнюдь. Процесс системный и уже дает конкретные плоды. Программы теперь четко увязаны с требованиями ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Учителя и ученики знают, к чему готовиться, без «сюрпризов». Готовы государственные учебники по истории (5-9 классы) и обществознанию (9-11 классы). Идет работа над едиными учебниками по русскому, литературе, физике, химии, биологии — синхронизированными между собой! Разрабатываются углубленные версии — вместе с коллегами из МФТИ. Это не бюрократия, это фундамент единого содержания.
Заблуждение 3. «Возврат «Труда» и НВП — это архаика».
Нет, это восстановление утраченных, но жизненно важных компетенций. «Труд» признан эффективным учителями, методистами и самими школьниками. Идет масштабное оснащение кабинетов: для мальчиков — станки по дереву и металлу, для девочек — швейные комплексы, инструменты для творчества и домоводства. Это реальные навыки, проектная деятельность, профориентация.»Основы безопасности и защиты Родины» с разделом начальной военной подготовки — не «милитаризация», а формирование базовых навыков безопасности, гражданской обороны, понимания долга.
Заблуждение 4. «Качество образования падает, интерес к науке низкий».
А 8 миллионов участников Всероссийской олимпиады школьников (на 1 миллион больше, чем в прошлом году)? А 37 медалей на международных олимпиадах (26 золотых!). Россия — стабильно в ТОП-3 мира по естественно-научным предметам.
Все перечисленное — не разрозненные шаги, а единый путь, который сейчас закрепляется в разрабатываемой Стратегии развития образования. Да, нужны время и последовательная реализация на местах. Да, вопросы зарплат и нагрузки учителей остаются и решаются совместно с Минтрудом. Но создание единого образовательного пространства — это не возврат в прошлое, а строительство будущего на прочном фундаменте знаний, навыков, преемственности и гражданской ответственности.
С 1 сентября 2025 года вступят в силу изменения, зафиксированные в приказе Минпросвещения № 704

