5 декабря 2020 г. под эгидой Межрегиональной тьюторской ассоциации состоялся интерактивный вебинар на тему «Дом вопросов и ответов», на котором была представлена игровая практика развития познавательной активности и любознательности дошкольников. Мероприятие было организовано Вадимом Карастелевым, членом московского регионального отделения, старшим научным сотрудником лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, руководителем лаборатории интерактивного вопрошания.
Автор методики работы с детским вопрошанием «Дом вопросов и ответов» — Юлия Николаевна Ратникова, воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 18 «Дюймовочка» нашего города. Она показала участникам вебинара, как личный вопрос дошкольника может побудить его к действию. Согласно методике, создается рабочее поле в виде многоэтажного дома, ресурсная карта и карточки выбора. Дети сами выбирают «Этаж» и заполняют пролеты в доме выбранными карточками, фиксируя в карточке свой вопрос, с кем и где можно искать ответ, как этот ответ презентовать и как оценить свои достижения и познавательную удовлетворенность.
Активное участие в презентации практики принимала И.П Панифидникова, старший воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 18 «Дюймовочка», рассказала, что дети, «пожившие» в «Доме вопросов и ответов», потом в школе проявляют повышенную любознательность, умение вести поисковую деятельность. При этом важно обеспечить преемственность технологии вопрошания, перенося ее из дошкольного уровня образования в начальный.
Участники вебинара отметили, что для современного быстро меняющегося мира педагогу очень важно не стесняться признавать, что он чего-то не знает, а иногда «сыграть в незнание» ради того, чтобы поощрить детскую любознательность и поисковый интерес.
Ну а какой интерактивный вебинар без вовлечения в практическую деятельность? Поэтому каждого участника попросили вспомнить и написать на доске Jamboard один запомнившийся вопрос ребенка-дошкольника. А затем участники попробовали лично пройти все этапы проекта «Дома вопросов и ответов».
Участники вебинара обратили внимание на то, что подобные методики помогают вовлекать в образовательный процесс родителей, если налицо эффекты проекта: уменьшение страха задавать вопросы, усиление памяти и т.д. По словам Л.Лазаревой, радостно видеть такой опыт работы с индивидуализацией в дошкольном возрасте. Можно подумать о том, чтобы сделать не один «дом вопросов и ответов», а целую «улицу».
По материалам сайта:
Группа Вопрошание (questioning) для тех, кто ценит вопросы
и интересуется техниками мышления, работы с вопросами