Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. По желанию его также могут писать выпускники прошлых лет, обучающиеся профессиональных образовательных организаций. При этом обучающиеся, выпускники текущего года, с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.
Участникам разрешается пользоваться орфографическим словарем при написании сочинения и орфографическим и толковым словарем при написании изложения. Запрещено использовать тексты литературного материала (художественные произведения, публицистику и т.д.).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») в основной срок 5 декабря 2018 года обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Дополнительные сроки написания итогового сочинения (изложения) в 2018 – 2019 учебном году — 6 февраля и 8 мая 2019 года.
Министр просвещения РФ О. Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:
- «Отцы и дети»;
- «Мечта и реальность»;
- «Месть и великодушие»;
- «Искусство и ремесло»;
- «Доброта и жестокость».
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»:
1. «Отцы и дети»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «Мечта и реальность»
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «Месть и великодушие»
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «Искусство и ремесло»
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «Доброта и жестокость»
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала следующие документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования:
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
- Методические рекомендации для участников итогового сочинения (изложения).
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения).
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения).
- Сборник отчетных форм для ИС(И).
Заявление на итоговое сочинение (изложение)
До 21 ноября 2018 года продолжается приём заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении), которое состоится 5 декабря 2018 года.
Выпускники текущего года могут подать заявление в своей образовательной организации.
Выпускники прошлых лет – в МКУ «ЦРО» по адресу: г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, д. 28, каб. 201
За две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) участники получают в местах регистрации уведомления с указанием даты, времени, места проведения итогового сочинения (изложения).
Форма заявления на итоговое сочинение (изложение) утверждена распоряжением Министерства образования Иркутской области №596-мр от 21.09.2018 года «Об определении мест регистрации на сочинение (изложение).
Темы итогового сочинения 5 декабря 2018 г.
Опубликованы темы итогового сочинения 5 декабря 2018 года:
- 111. Что такое мудрая родительская любовь?
- 203. Всегда ли мечта возвышает человека?
- 301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- 406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
- 503. В чём заключается сила доброты?
В Усть-Илимске к написанию итогового сочинения приступили 475 обучающихся образовательных организаций города, один обучающийся с ограниченными возможностями здоровья пишет изложение.
Не приступили к написанию итогового сочинения три участника (один находится в МДЦ «Артек», один на плановом лечении, один по болезни).
Результаты будут объявлены не позднее 19 декабря 2018 года.