Итоги семинара «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в условиях межвозрастного взаимодействия» (в рамках муниципального проекта «Школа-школе»)

19 февраля 2025 года педагогический коллектив Экспериментального лицея встречал гостей: учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города Усть-Илимск и МОУ «Бадарминская СОШ».

Семинар – это возможность поделиться с коллегами своими интересными находками и опытом, представить свою траекторию участия во всероссийском масштабном проекте «Школа Минпросвещения России». Отличительной особенностью реализации проекта являются необычные условия, в которых происходят события, т.к. образовательный процесс в лицее организован в ходе межвозрастного взаимодействия. Как влияет этот фактор на главных участников образовательных отношений?

В этом году на семинаре было представлено два направления: «Воспитание» и «Творчество» и два ключевых условия для их поддержки – «Образовательная среда» и «Учитель. Школьная команда».

О воспитательном потенциале разновозрастного коллектива говорила Н.А. Нелин, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Тему поддержала группа старшеклассников во главе с дублером директора в неделю самоуправления Алексеем Свистулиным. Юноши с позиции учащихся рассуждали о воспитании качеств гражданина, когда берут на себя функции дублеров учителей, педагогов-организаторов, когда готовятся к избирательному процессу по всем его правилам и проходят все стадии от выдвижения кандидатур, формировании своих команд, представления программ, агитации и ожидания итогов голосования.

Разновозрастной коллектив нуждается в постоянной поддержке со стороны кураторов учебных групп. Именно они сталкиваются с ежегодной проблемой обновления ученического коллектива, созданием благоприятных условий для взаимодействия и учебы. И здесь большую помощь оказывают педагоги-психологи лицея. Т.П. Черных представила опыт проведения тренингов перед началом учебного года, направленных на сплочение разновозрастных коллективов. И диагностика подтверждает, что они являются мощным средством для профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении. Куратор разновозрастной группы предпрофильной подготовки учащихся 7-9 классов М.Н. Колесова представила свою педагогическую находку — дневник личностного роста учащегося. Дневниковые записи детей и переписка с куратором группы позволяет выстроить доверительные отношения, оказывать влияние на внутренний мир подростка.

Ключевым условием проекта «Школа Минпросвещения России» является создание современной мотивирующей образовательной среды. «Сегодня образовательная среда рассматривается как пространство развития обучающихся, создающее возможность их участия в принятии образовательных решений, формирующее инициативность, осознанность, самостоятельность и ответственность, являющееся действенным инструментом становления субъектной позиции обучающихся» — обращено внимание авторами Настольной книги директора «Школа Минпросвещения России. Ключевое условие: образовательная среда». Среда оказывает влияние на восприятие ребёнком того, что происходит с ним в образовательной организации каждую конкретную минуту, здесь и сейчас. Поэтому урок для ребёнка – это часть его жизни. Учителя лицея О.В. Почуева, В.В. Филатова, О.И. Сенина представили уникальный опыт организации образовательного процесса на своих уроках. Говорили о необходимости соответствия критериям современного урока по ФГОС, практико-ориентированных заданиях и достижимость конкретных результатов, взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. В представленных докладах и мастер-классах учителя акцентировали внимание на взаимодействие учащихся разных физиологических возрастов, комфортность выполнения заданий в группах. Кстати, присутствующие коллеги тоже относились к разным возрастам и это обстоятельство только позитивно сказывалось на выполнении заданий мастер-класса по окружающему миру.

«Уча других, мы учимся сами» — цитата римского философа Сенеки, актуальна во все времена. Модератор секции заместитель директора С.В. Самсонова подчеркнула, что учитель и школьная команда являются фундаментом, на котором стоит образование.

Что предложила управляющая команда лицея своим слушателям семинара? Наставническая пара в составе учителя-наставника И.Л. Плужниковой и молодого специалиста Л.В. Кругловой провели практическое занятие для учителей по анализу и интерпретации результатов всероссийской проверочной работы с использованием электронных таблиц и показали возможности искусственного интеллекта при создании голосового помощника учителя.

Пока учителя работали на секциях, директор лицея А.В. Ковалев и педагог-психолог И.Н. Попова на дискуссионной площадке обсуждали с управленческими командами общеобразовательных учреждений важную кадровую проблему профессионального выгорания педагогов. Учителю важно понимать признаки и стадии выгорания, а слушателям было предложено упражнение «Колесо жизненного баланса» и ряд упражнений для работы с профессиональной мотивацией «Почему я здесь?», «За что вы говорите спасибо своему коллективу?», «Круг благодарности» и др.  Разговор коснулся и материальных проблем: А.В. Ковалев предложил рассмотреть возможность внедрения нового финансового инструмента взаимоподдержки коллектива посредством денежного фонда.

Семинар украсили мастер-классы, проведенные детьми Движения первых. В Год защитника Отечества и в преддверии подготовки к мероприятиям, посвященным 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, ребята под руководством учителей Л.В. Шаповал, Ю.И. Некрасовой и советника Н.А. Нелин учили участников семинара изготавливать парадные броши, сувениры и необходимые участникам СВО окопные свечи. Для обновления содержания предмета Основы безопасности и защиты Родины под руководством учителя Ю.А. Вишнякова прошло обучение стрельбе в электронном тире.

Семинар посетили 69 человек, значит, цель достигнута и наше педагогическое сообщество подтвердило, что мы все сопричастны к общему делу, что у нас всех единые ценности и целевые установки. Чем понятнее эти ценности и чем большим количеством членов сообщества они поддерживаются, тем устойчивее доверие к школе, тем прочнее связи профессионального сообщества, выше качество современного образования.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий