В поисках призвания
18 ноября 2024 года в рамках работы региональной инновационной площадки «В поисках призвания» МАОУ «Городская гимназия № 1» состоялась очная стажировочная площадка по теме «Развитие профессионального самоопределения школьников в образовательной, воспитательной и внеурочной деятельности». В работе площадки приняли участие более 70 педагогов из 16 учреждений города Усть-Илимска и Усть-Илимского района: МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 5», МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ № 12» им. Семенова В.Н., МАОУ «СОШ № 13 им. М.К. Янгеля», МАОУ «СОШ № 14», МБОУ «СОШ № 17», МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.», МОУ «Железнодорожная СОШ №2», МОУ «Бадарминская СОШ», МАОУ ДО ЦДТ, ГБПОУ «УИ ТЛТУ», МКУ «ЦРО», МАОУ «Городская гимназия № 1».
Стажировочная площадка началась с подкаста «Найди себя». Маловинская И.Ю. провела видеоинтервью с учащимися гимназии по вопросам профессионального самоопределения.
Мероприятия стажировочной площадки прошли в несколько этапов. На пленарном заседании были определены проблемы современных профориентационных моделей. Директор гимназии Суетина Ю.А. в своем выступлении подчеркнула, что профориентация – единственный общедоступный инструмент, который призван готовить школьников к реалиям завтрашнего дня. Заместитель директора Дубовик А.А. сделала акцент на том, что подходы должны меняться: профориентация должна из внешнего сервиса превратиться в навык (учащегося нужно научить профессиональному ориентированию).
Далее прошли презентационные площадки межпредметных кафедр. Участники площадок представили свой опыт и новые формы работы с обучающимися. Кафедра социально-гуманитарных наук (руководитель Круглова Т.Н.) представила творческую мастерскую «Содружество учебных предметов в зеркале литературного произведения». Учитель истории и обществознания Литвинская И.О. в своем отзыве о мероприятии пишет: «Разные формы работы с учащимися, продемонстрированные в ходе презентации позволяют увидеть систему методических практик, применяемых учителями кафедры. На таких уроках ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно ее отстаивать. Не берусь утверждать, что все учащиеся, принявшие участие в творческой мастерской станут в будущем композиторами, писателями, художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения, вызовет интерес к различным профессиям.» Учителя кафедры точных и естественных наук (руководитель Сизых Л.С.) представили опыт работы с индивидуальными профориентационными маршрутами обучающихся и результаты их реализации. Кафедра начального образования (руководитель Фроленок Л.М.) представили новую программу внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Усть-Илимск – мои горизонты» (автор Лебедева О.Н.), которая сочетает в себе реализацию задач профориентации и краеведения.
В рамках открытых мероприятий с обучающимися учителя начальной школы (Лебедева О.Н., Бахман О.Л., Левченко О.Н., Коновалова Т.В., Фроленок Л.М., Дорогова В.С.) провели серию мастер-классов, в которых приняли участие родители и социальные партнеры гимназии. Мероприятия были проведены в рамках реализации модуля «Городское хозяйство. Калейдоскоп профессий» программы внеурочной деятельности «Усть-Илимск – мои горизонты». Матюхина Н.Л., учитель МОУ «Бадарминская СОШ»: «Мероприятие в свете современной обстановки очень важное и нужное. И дети, и взрослые внимательно, с интересом слушали рассказ гостей. Были заданы интересные вопросы. На мой взгляд, беседа была интересная, доверительная. Ребята с гордостью говорили о профессии своих родителей. Поняли значимость каждой профессии.» Яковлева Е.М. провела профориентационную игру для учащихся 9 классов. Ребята продемонстрировали свои знания о профессиях прошлого, настоящего и будущего. Миронова Л.А. провела для 2-классников квест «Путешествие в страну трудолюбия». Сценарий данного квеста Людмила Александровна представляла на региональном конкурсе «Лучшие практики реализации профориентационной работы в организациях общего и дополнительного образования детей и молодежи Иркутской области» и стала победителем в номинации «Знакомство с профессиями».
Далее были проведены мастер-классы для учителей. Наши гости побывали в лабораториях химии, физики и робототехники, приобрели новые практические навыки и немножко почувствовали себя детьми. На мастер-классе «Исследовательский турнир «УмЛаб» учителя провели анализ меда, познакомились с профессией «Лаборант химического анализа». Исследовательский турнир «УмЛаб» также стал победителем регионального конкурса «Лучшие практики реализации профориентационной работы в организациях общего и дополнительного образования детей и молодежи Иркутской области» в номинации «Основы выборы професии». В лаборатории физики учителя выращивали кристаллы и наблюдали за этим процессом в микроскоп. «Все участники были очень увлечены процессом, ведь всегда интересно узнавать что-то новое и необычное про привычные вещи, а также погрузились в увлекательный, познавательный мир опытов. Все этапы эксперимента были направлены на то, чтобы подключить воображение участников мастер-класса, создать атмосферу открытости, доброжелательности, чтобы они проявили себя как исследователи», — Ожерельева Л.В., учитель МАОУ «СОШ № 5». В лаборатории робототехники педагоги собрали робота-танцора и запрограммировали робота, который может различать цвета.
На заключительном этапе стажировочной площадки «Мозговой штурм» педагоги-психологи провели мастер-класс «Колесо жизненного баланса» и рассказали, как они адаптировали всем известную методику для составления профориентационных маршрутов обучающихся. Учителя апробировали методику на себе и смогут ее применять в работе со своими учениками. На дебатах «Профориентация: вдогонку за настоящим или вперед в будущее?» все присутствующие пришли к выводу, что на сегодняшний день профориентация в большей степени «вдогонку за настоящим», чтобы профориентация стала «вперед в будущее» необходимы перемены. Во время рефлексивной черты было составлено облако понятий «В поисках призвания». Рефлексия продолжилась за чашкой чая. «В ходе стажировки мы получили новый опыт формирования профессиональной компетенции по организации площадок межпредметных кафедр, приняли участие в мастер-классах, встретились с коллегами по профориентационной работе» — А.А. Фомина, методист кабинета профориентации МАОУ ДО ЦДТ. «Участие в стажировочной площадке было полезным и интересным. Я получила новые знания, расширила профессиональный круг общения» — Л.М. Зуева, методист кабинета профориентации МАОУ ДО ЦДТ.