5 ноября в целях создания среды для профессионального общения руководителей муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоялся тьюториал «Вопрошание как инструмент субъектности». Умение задать правильный вопрос является целым искусством и может многократно увеличить понимание какой-либо темы или улучшить взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому «правильное» вопрошание как инструмент сбора нужной информации, усиления мотивационной активности и умения сделать правильный логический вывод является одной из необходимых компетенций руководителя образовательного учреждения.
Организаторы и модераторы мероприятия – участники интегрированной муниципальной команды тьюторов – представили важные теоретические обзоры разных аспектов рассматриваемой темы: «Неумение задавать вопросы, как проблема образования» (Касьянова Ю.Н., заведующий МБДОУ д/с № 24 «Красная шапочка»), «Вопрошание с точки зрения теории деятельности» (Фрицлер Е.В., заведующий МБДОУ детский сад № 34 «Рябинка»), «Приоритет не то, чему учить, а то, чему учиться» (Фогель А.А., и.о. заведующего МБДОУ д/с № 8 «Белочка»), «Детские вопросы и вопрошание в дошкольном образовании» (Ратникова Ю.Н., воспитатель МАДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка»), — а также приготовили для руководителей интересные и весьма неоднозначные практические упражнения: «Вопрос к вопросу» (Лихоносова М.В., начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Комитета образования, Литвинова К.В., заведующий МАДОУ № 30 «Подснежник»), «5 W» и «Крутые вопросы про цель» (Ненашева А.В., старший воспитатель МБДОУ детский сад № 34 «Рябинка», Родина Е.Ю., старший воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 29 «Аленький цветочек», Шадрина Д.А., заместитель заведующего по воспитательной работе МАДОУ «ЦРР-д/с № 29 «Аленький цветочек»), «Детский вопрос: как его поддержать и как ему помешать» (Родина Е.Ю., старший воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 29 «Аленький цветочек», Павлова К.А., воспитатель МБДОУ д/с № 14 «Колобок»).
И, безусловно, ни одно образовательное событие для сотрудников системы дошкольного образования (будь то это даже и руководители), не обошлось и в этот раз без зажигательных сонастроек (Рыбина О.П., музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР-д/с № 29 «Аленький цветочек»), ритмических пауз, игр-сближалок.
С точки зрения организаторов, целью проведения тьюториала было не получение каких-то готовых ответов, а развитие умения задавать вопросы. Ведь каждая из активностей была направлена на иллюстрацию одной простой мысли: чтобы ваш собеседник говорил, его нужно правильно спрашивать. И этот навык, доведенный до автоматизма, нужен в дошкольном образовании всем – и заведующим, и педагогам, и родителям, и детям.
Хочется надеяться, что руководители детских садов смогут в дальнейшем использовать увиденное для воплощения своих собственных идей и практик.