24 февраля 2021года состоялся теоретико- практический семинар «Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние детей», в котором приняли участие как педагоги общеобразовательных учреждений, так и специалисты дошкольного образования.
Азизова Н.В., старший методист МКУ «ЦРО» дала общее представление о сенсорной комнате, рассказала в каких образовательных учреждениях она имеется, и по каким программам работают специалисты образовательных учреждений.
Сенсорная комната –это организованная особым образом среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Ребенок, пребывая в этой красочной, особой среде обитания-сенсорной комнате, получает массу положительных эмоций, благоприятное воздействие на настроение, физическое состояние.
Занятия в сенсорных комнатах проводят специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи по утвержденным программам. Все специалисты имеют курсовую переподготовку по данной теме.
Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач.
- Релаксация:
а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение эластичности мышц);
б) снятие психологического и эмоционального напряжения.
- Активизация различных функций центральной нервной системы:
а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния);
б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий);
в) развитие речи и коррекция речевых нарушений;
г) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.
Опытом работы в сенсорной комнате поделились Бабикова А.В., педагог-психолог МБДОУ д/с №25 «Зайчик»; Литвинова К.В., заместитель заведующей по воспитательной работе МБДОУ д/с №12 «Брусничка»; специалисты дошкольного образования МАОУ «СОШ№7 им. Пичуева Л.П.»: тифлопедагоги –Силантьева Н.П., Дамм О.М., педагог-психолог Иванцова О.В; учитель-логопед, руководитель городского методического объединения учителей-логопедов Белка Н.В. и Онищенко О.В., педагог-психолог МАОУ «СОШ№13 им. М.К.Янгеля».
Бабикова О.В. рассказала о положительном влиянии систематических занятий в сенсорной комнате на развитие детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития, детей с интеллектуальными нарушениями. Специалисты считают, что занятия в полифункциональной среде сенсорной комнаты позволяют создать устойчивый фундамент психоэмоционального здоровья, что служит основой для стабильного и активного интереса к познанию мира ребенком с ОВЗ.
Литвинова К.В. представила опыт работы «Лекотеки»- обучающего ресурсного центра, направленного на создание квалифицированной службы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и их семьям в своем дошкольном учреждении. Имеющийся положительный опыт занятий в сенсорной комнате позволяет отметить у их воспитанников:
-восстановление эмоционального комфорта, достижение релаксации, поддержание стремления ребёнка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии;
-развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты, стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности;
-профилактику и коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата, речевых нарушений, эмоционального и мышечного напряжения, агрессивности, тревожности детей.
Свой опыт работы по программе «Я вижу, я слышу, я чувствую этот мир» для детей с нарушением зрения представили тифлопедагоги Дамм О.М. и Силантьева Н.П.
Специалисты отметили, что занятия по данной программе позволяют воспитанникам с нарушением зрения восстановить эмоциональное равновесие, поднять самооценку и увереннее чувствовать себя в жизни.
Иванцова О.В. представила свои наработки по программе занятий в сенсорной комнате «Применение эффективных методов и приемов в среде темной сенсорной комнаты, способствующих укреплению и стабилизации психоэмоционального состояния будущего школьника» для детей с нарушением зрения. Ольга Владимировна отметила положительное психоэмоциональное состояния детей после занятий в сенсорной комнате.
Онищенко О.В и Белка Н.В. представили сенсорное оборудование единственное в городе Усть-Илимске — «комод «ПЕРТРА». Работа с оборудованием «комода «ПЕРТРА» повышает у обучающихся с ОВЗ мотивацию к коррекционно-развивающим занятиям и к обучению в целом, способствует развитию основных типов мышления, помогает развитию речи, памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики, стимулирует творческую активность, повышает уровень самооценки, снижает уровень агрессии, тревожности, неуверенности в своих способностях к обучению.
Материал, представленный специалистами, заслуживает особого внимания всех педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участники семинара предложили обобщить представленный опыт коллег на более широкой аудитории, в том числе на педагогических чтениях 2022 года.
Солдатова Г.Е., начальник отдела
психолого-педагогического и социального
сопровождения МКУ «ЦРО»