С целью профилактики незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ, согласно Распоряжению министерства образования Иркутской области от 10 июня 2020 года № 445-мр «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Иркутской области в 2020-2021 учебном году» региональным оператором по проведению социально-психологического тестирования лиц (далее- СПТ), обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, определен ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции».
С 2019 года на основании решения Государственного антинаркотического комитета (далее- ГАК) (Протокол заседания ГАК от 24 декабря 2018 года № 39) в системе образования Российской Федерации внедрена единая методика проведения СПТ (далее- ЕМ СПТ).
В 2020 году ЕМ СПТ будет проводиться в электронном формате во всех образовательных организациях, за исключением тех, где отсутствует постоянный доступ к ИКС «Интернет». В данных учреждениях (менее 1%) ЕМ СПТ будет проведено с использованием бланкового формата (на бумажных носителях) по следующей схеме. Муниципальный орган управления образованием, в срок до 2 сентября 2020 года, должен направить в ГКУ «ЦПРК» заявку на предоставление тестов с указанием наименований и фактических адресов образовательных организаций, в которых отсутствует постоянный доступ к ИКС «Интернет», Ф.И.О. руководителей, их контактных номеров телефонов, Ф.И.О. лиц, ответственных за получение тестов у регионального оператора в очном режиме, их контактных номеров телефонов, а также приблизительных сроков получения у регионального оператора тестов. Ответственные лица — представители образовательных организаций, указанные в письме, должны прибыть для получения тестов с доверенностью от образовательной организации, приказом, возлагающим ответственность за неразглашение материалов ЕМ СПТ, флеш-картами. В установленные региональным оператором сроки образовательные организации проводят СПТ на бланках (бумажных носителях), ответы каждого респондента обрабатываются ответственным лицом, обозначенным в приказе по учреждению, заносятся на флеш-карты в специализированные таблицы в формате Excel (каждому респонденту заранее присваивается индивидуальный код). После заполнения таблиц информация направляется в ГКУ ЦПРК в соответствие инструкции о передаче конфиденциальной информации (для внесения ее в электронную тестовую оболочку, дальнейшей автоматической обработки и получения результатов). Результаты тестирования образовательные организации могут увидеть в личных кабинетах ответственных лиц.
В 2020 году региональным оператором доработана тестовая оболочка для проведения электронного тестирования обучающихся, что существенного облегчит педагогам-психологам задачу по обработке результатов ЕМ СПТ.
Инструкции по работе с тестовой оболочкой в личных кабинетах лиц, ответственных за СПТ в образовательных организациях, по присвоению индивидуальных кодов участникам ЕМ СПТ, по выгрузке результатов будут направлены региональным оператором дополнительно.
Заключение по результатам ЕМ СПТ в 2020 году будет формироваться электронной программой автоматически.
В помощь образовательным организациям по проведению ЕМ СПТ специалистами ГКУ ЦПРК проведена следующая подготовительная работа:
- подготовлена циклограмма проведения ЕМ СПТ в образовательных организациях (скачать);
- сформирован график прохождения обучающимися ЕМ СПТ в 2020 году (скачать);
- разработан план проведения информационно -мотивационной компании по подготовке к проведению ЕМ СПТ в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области (скачать);
- обновлены методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказов от участия в СПТ (скачать);
- обновлены методические рекомендации по проведению СПТ в образовательных организациях в 2020-2021 учебном году (скачать).
В целях повышения оперативности и качества проведения СПТ в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, в отношении которых министерство образования Иркутской области не является учредителем, региональным оператором заключено Соглашение о сотрудничестве № 6 от 25.08.2020г. с ОГКУ «Центр профилактики наркомании» министерства по молодежной политике Иркутской области. Все организационные вопросы по реализации задач СПТ в данной категории образовательных организаций будут решаться при участии ОГКУ «Центр профилактики наркомании», методические — с региональным оператором тестирования.
С сентября 2020 год региональным оператором запланировано проведение вебинаров в режиме видеоконференцсвязи для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих вопросы организации ЕМ СПТ в подведомственных образовательных организациях, операторов тестирования муниципальных, государственных образовательных организаций, а также образовательных организаций, в отношении которых министерство образования Иркутской области не является учредителем. В октябре-ноябре 2020 года состоятся вебинары для педагогов-психологов, психологов образовательных организаций по проведению выгрузки и интерпретации результатов СПТ.
В ходе проведения СПТ, а также во время обработки результатов, специалистами ГКУ ЦПРК будут проводиться очные и дистанционные консультации.
Организации СПТ особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствие статье 53.4. Федерального закона от 8 января 1998г. № 3_ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» освобождение особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей -сирот, детей, оставленных без попечения родителей), не предусмотрено.
При получении добровольных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет и добровольных информированных согласий обучающихся старше 15 лет, СПТ организуется и проводится с обучающимися, осваивающими адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
При проведении СПТ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в государственных учреждениях, для данной категории лиц в целях снижения психологического напряжения и предотвращения психотравмирующих ситуаций из опросника исключены утверждения субшкалы «Принятие родителями», Обучающиеся, находящиеся под различными формами устройства в замещающих семьях, проходят ЕМ СПТ полностью, так как она позволяет оценить взаимоотношения в приемной семье. Перед проведением ЕМ СПТ важно провести с детьми, проживающими в приемных семьях, корректную разъяснительную работу с целях исключения психологического травмирования.
ЕМ СПТ в электронном формате подразумевает кодирование информации об обучающихся- респондентах тестирования. Кодирование осуществляется в целях соблюдения принципа конфиденциальности. Кодирование обучающихся должно осуществляться в соответствие инструкции по присвоению кодов (будет направлена дополнительно).
Перед проведением электронного тестирования по ЕМ СПТ на электронные адреса лиц, ответственных за его проведение, региональным оператором будут направлены дополнительные инструкции , индивидуальные логин, пароли и коды доступа.
По окончании проведения СПТ итоговый акт о его результатах необходимо направить в территориальную организацию здравоохранения, имеющую соответствующую лицензию, для проведения ПМО.
Перед муниципалитетами и образовательными организациями, расположенными на территории Иркутской области, стоит задача, направленная на минимизацию отказов от тестирования, а также усиление мотивационного воздействия, в том числе социальной значимости прохождения профилактических медицинских осмотров. Необходима качественная организация и проведение информационно-мотивационных мероприятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на формирование позитивного отношения к тестированию.
Для того чтобы эффективно выстроить информационно-мотивационную, разъяснительную кампанию по подготовке к ЕМ СПТ необходим дифференцированный подход к разным группам субъектов образовательных отношений: педагогам, родителям, обучающимся.
Первая группа- руководители и коллективы образовательных организаций. Зачастую для педагогов деятельность в рамках СПТ предполагает дополнительные усилия, что нередко вызывает негативную оценку происходящего. От позиции директоров в части трансляции и интерпретации целей и задач проведения ЕМ СПТ в образовательных организациях, их личной заинтересованности, будет зависеть успешность проведения данной работы.
Вторая группа- родители (законные представители). От их позиции зависит мотивация обучающихся к участию в ЕМ СПТ. Важная составляющая при организации работы с родителями — минимизация опасений родителей за использование результатов ЕМ СПТ против их детей.
Обучающиеся — третья группа, с которой необходимо провести углубленную подготовительную работу.
Акценты информационной кампании
1. Со всем перечисленными категориями субъектов образовательных отношений важно достигать двух целей- серьезного отношения к тесту и понимания его необходимости.
2. Актуализация социального заказа со стороны государства на воспитание детей в образовательных организациях. СПТ — это элемент, позволяющий реализовывать социальный заказ по воспитанию детей.
3. Одним из показателей процесса воспитания является развитие психологической устойчивости, которая позволяет обучающемуся делать ответственный выбор в жизни. Сформированность данного показателя позволяет говорить о возможности субъекта решать проблемы социально приемлемым способом. СПТ позволяет оказать обучающимся своевременную необходимую психолого-педагогическую помощь.
4. ЕМ СП — это диагностический инструментарий, позволяющий определить социально-психологический климат в образовательной организации, влияющий на социальную адаптацию и социализацию обувающихся. По результатам ЕМ СПТ составляется и корректируется план воспитательной работы класса, группы, образовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.
5. Цель руководителей при работе с родителями — гарантировать конфиденциальность ЕМ СПТ. Задачи: принятие на своем уровне необходимых управленческих решений. При работе с родителями и обучающимися во время информационно-мотивационной кампании рассказать о том, что такое конфиденциальность и какая ответственность возлагается на сотрудников образовательной организации, работающих с конфиденциальной информацией. Режим конфиденциальности, который могут обеспечить руководители, необходимо донести до родителей, которые дают информированные согласия, и объяснить в чем он состоит.
6. Ключевая задача -получение информированных добровольных согласий. Для этого необходимо качественно подготовить и провести информационную работу, т.к. от ее проведения зависит отношение к методике. Отношение, как и оценка проведенной информационно0разъячснительной компании, будет выражено в количестве полученных согласий.
7. Методику рентабельно использовать при планировании и организации профилактической работы. Это позволит влиять и вовремя корректировать ситуацию в образовательной организации, а не формально отчитываться ей.
8. Методика позволяет организовать индивидуальную работу с обучающимися, у которых выявлены повышенные факторы риска и низкие факторы защиты.
9. Методика отходит от оценки обучающегося и акцентирует внимание на рискогенности социально-психологических условий. Выявляет группу обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения, а не «группу риска». В процессе проведения ЕМ СПТ выявляются вопросы и проблемные поля, требующие своего решения.
На сайте регионального оператора во вкладке «Горячая линия по вопросам проведения социально -психологического тестирования» размещаются материалы (за исключением самой методики ЕМ СПТ), для педагогов, обучающихся и родителей, а также будут публиковаться ответы на вопросы, заданные письменно и направленные на электронный адрес: cpnn@bk.ru
По материалам ГКУ «ЦПРК»