20 февраля 2020г.
Программа международной оценки учащихся PISA свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её.
Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
Именно над решением такой проблемы работали молодые учителя на семинаре-практикуме по теме «Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения».
Педагоги начальных классов и русского языка делились своим опытом с молодыми коллегами города.
Открыла семинар Санарова Н.В., руководитель городского методического объединения учителей начальных классов материалом по теме «Читательская грамотность младшего школьника: содержание и пути формирования».
Елизова Н.А. рассказала о приемах обучения навыкам чтения, которые
использует в своей работе.
Богатейшим материалом поделилась педагог русского языка и литературы Карасева Л.Н. Она предоставила подробную информацию по теме «Формирование читательской грамотности при работе с текстом».
Ряд заданий ВПР, ЕГЭ, ОГЭ составлен на основе не сплошных текстов, которые вызывают затруднения у учащихся. О способах работы с не сплошными текстами рассказала учитель русского языка Ширяева С.В.
Майорова О.В., Юдайкина Е.В., Карсакова Т.А., Савина С.Ю. поделились с молодыми специалистами своими приемами смыслового чтения, которые они успешно применяют в своей работе.
Клочкова Л.Н. показала фрагмент урока по окружающему миру. Через такую форму педагог продемонстрировал, как можно организовать мотивацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках окружающего мира.
Очень интересно раскрыли тему «Развитие навыков смыслового чтения через драматизацию на уроках литературного чтения» Носова А.И. и Курилова О.А. Они зарядили аудиторию, все участники были задействованы в розыгрыше басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Богданова С.А. выступила по теме «Оценка качества чтения и понимания текста PIRLS учащимися начальной школы». Педагог указала на то, что анализ выполнения отдельных заданий последнего международного теста выявил и некоторые трудности, с которыми столкнулись учащиеся. В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам:
1) учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта;
2) они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста, а если вопрос требует развернутого ответа, школьники испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей.
На сегодняшний день нам важно не столько дать учащимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Все способы и методы работы, которыми поделились учителя, способствуют такому развитию.
Автор статьи
С.В. Ширяева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №15»