Обязательным испытанием конкурса «Воспитатель года» является мероприятие «Круглый стол». Однако в этом году организационный комитет принял решение изменить формат его проведения. Принципы ФГОС ДО предполагают развитие субъектности всех участников образовательного процесса, однако по условиям конкурса ни в одном из его мероприятий данный постулат не реализуется. «Колесо фортуны» (технология брейнрайтинга) используется в основном как разновидность «мозгового штурма» для сбора идей и рождения концепций: для воспитателей же это был шанс каждой высказать свое экспертное мнение по тому вопросу, который был важен именно для ее практической педагогической деятельности.
Когда конкурсантки зашли в музыкальный зал, их ждал небольшой баннер круглой формы (колесо), разделенный на 7 частей-«долек» разного цвета с общей темой круглого стола «Индивидуализация в ДОУ» посередине. В выбранных «дольках» воспитатели записывали наиболее значимый, с их точки зрения, вопрос, который бы они хотели обсудить со всеми. Затем колесо поворачивалось по часовой стрелке так, чтобы «дольки» смещались к следующей по порядку участнице, которая изучив написанное предшественницами, дополняла вопрос своими мыслями (5 минут). Колесо вращалось, пока «дольки» не оказались на исходной позиции. Затем каждый воспитатель сделал обобщение всего написанного и представил его для публичного обсуждения.
Вопросы конкурсанток были весьма разнообразными и актуальными; при этом каждая из них продемонстрировала умение аргументированно доказывать свою точку зрения, принимая во внимание советы и рекомендации коллег как со стороны участниц, так и со стороны членов жюри. Обсуждение было весьма жарким. И как заметила председатель жюри, начальник Управления образования Администрации города Усть-Илимска Л.А.Пронина, теоретически все уже понимают, что такое индивидуализация и что такое субъектность, но на практике меняется все очень медленно. И главная проблема современного педагога заключается в том, как изменить самого себя, что сделать для того, чтобы не только на словах, но и на деле стать ребенку партнером, союзником? Убрать из групповых помещений большие стулья для воспитателей или туфли на каблуках из своего гардероба, на день перейти из группы, насыщенной разнообразными готовыми игрушками, в пустое помещение, предоставив детям возможность самим проектировать пространство и собственные виды деятельности, создать муниципальное интерактивное поле, чтобы воспитатели оперативно обменивались педагогическими находками и повышался уровень их взаимодействия, или….?
Ответ на этот вопрос остается открытым. И чем больше воспитатель будет находить вариантов ответов, тем выше будет уровень его профессионализма, и тем быстрее будет меняться мир вокруг него.