Детей-инвалидов

Основополагающие документы и методические рекомендации по реализации ФГОС ОВЗ

    1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями» скачать.
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать.
    3. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»(вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»). скачать
    4. Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1342/017 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  скачать 
    5. Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1343/07 «Об организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования» скачать
    6. Письмо Минпросвещения РФ от 19.05.2020 г. № ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать
    7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149).
    8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
    9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) скачать 
    10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)
    11. С рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ можно ознакомиться здесь.
    1. С методическими рекомендациями по обучению детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации можно ознакомиться здесь: Методические рекомендации
    2. С письмом Рособрнадзора от 07.08.2018 №05/283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» можно ознакомиться здесь.
    3. Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 №ДГ -1478/0» Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), инвалидностью с учетом необходимости обеспеченья индивидуализированного подхода» (скачать)

    В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
    Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
    Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей.
    Для организации своевременной коррекционной работы с ребенком, имеющим ОВЗ, (особенно, если у ребенка имеется стойкая неуспешность при освоении основной общеобразовательной программы), только психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК) устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания. Причем, чем раньше будут созданы условия для коррекции у ребенка каких –либо недостатков в развитии, тем лучше результат, тем успешнее социализируется ребенок в обществе.
    ПМПК работает только в пользу ребенка.
    Консультации по работе ТПМПК можно получить в консультативные дни каждый 2 вторник месяца с 09:30до 11:00 в Комитете образования Администрации г. Усть-Илимска или задать вопрос по электронной почте: soldatova-g-e@yandex.ru

    Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общего образования (скачать)

    Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра  в условиях общего образования (скачать)

    Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями слуха  в условиях общего образования (скачать)

    Пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития  в условиях общего образования (скачать)

    Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями зрения в условиях общего образования (скачать)

    ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых   образовательных потребностей путем развития его индивидуальных  способностей,  положительной мотивации и умений в учебной деятельности.

    В целях обеспечения реализации права  на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    Категории детей с ОВЗ:

    • дети с нарушениями зрения
    • дети с нарушениями слуха
    • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
    • дети с задержкой психического развития (ЗПР)
    • дети с нарушением интеллекта (У/О)
    • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    ФАОП введены с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и воспитанников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

    Что такое ФАОП Федеральная адаптированная образовательная программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно — ФАОП) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809)
    Для каких уровней образования разработана  ФАОП дошкольного образования

    начального общего (1-4 классы)

    основного общего (5-9 классы)

    Что входит в ФАОП Учебно-методическая документация ФАОП включает

    федеральные учебные планы;

    федеральный календарный учебный график;

    федеральный календарный план воспитательной работы;

    федеральную рабочую программу воспитания;

    федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

    Что будет обязательным для  всех ОО При реализации обязательной части адаптированной образовательной программы начального общего образования предусматривается непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». При реализации обязательной части адаптированной образовательной программы основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования предусматривается непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Обязательные к выполнению — федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.

    Как будут применять ФАОП Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования (далее соответственно — образовательная организация, АООП ООО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО