Детей-инвалидов
Основополагающие документы и методические рекомендации по реализации ФГОС ОВЗ
-
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями» скачать.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать.
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»(вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»). скачать
- Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1342/017 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать
- Письмо Минпросвещения РФ от 31.08.2020 №ДГ-1343/07 «Об организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования» скачать
- Письмо Минпросвещения РФ от 19.05.2020 г. № ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» скачать
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) скачать
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)
- С рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ можно ознакомиться здесь.
- С методическими рекомендациями по обучению детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации можно ознакомиться здесь: Методические рекомендации
- С письмом Рособрнадзора от 07.08.2018 №05/283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» можно ознакомиться здесь.
- Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 №ДГ -1478/0» Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), инвалидностью с учетом необходимости обеспеченья индивидуализированного подхода» (скачать)
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей.
Для организации своевременной коррекционной работы с ребенком, имеющим ОВЗ, (особенно, если у ребенка имеется стойкая неуспешность при освоении основной общеобразовательной программы), только психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК) устанавливает наличие ОВЗ и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания. Причем, чем раньше будут созданы условия для коррекции у ребенка каких –либо недостатков в развитии, тем лучше результат, тем успешнее социализируется ребенок в обществе.
ПМПК работает только в пользу ребенка.
Консультации по работе ТПМПК можно получить в консультативные дни каждый 2 вторник месяца с 09:30до 11:00 в Комитете образования Администрации г. Усть-Илимска или задать вопрос по электронной почте: soldatova-g-e@yandex.ru
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общего образования (скачать)
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общего образования (скачать)
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями слуха в условиях общего образования (скачать)
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития в условиях общего образования (скачать)
Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями зрения в условиях общего образования (скачать)
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения
- дети с нарушениями слуха
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- дети с нарушением интеллекта (У/О)
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
ФАОП введены с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и воспитанников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Что такое ФАОП | Федеральная адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно — ФАОП) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) |
Для каких уровней образования разработана ФАОП | дошкольного образования
начального общего (1-4 классы) основного общего (5-9 классы) |
Что входит в ФАОП | Учебно-методическая документация ФАОП включает
федеральные учебные планы; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральную рабочую программу воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). |
Что будет обязательным для всех ОО | При реализации обязательной части адаптированной образовательной программы начального общего образования предусматривается непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». При реализации обязательной части адаптированной образовательной программы основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования предусматривается непосредственное применение федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обязательные к выполнению — федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. |
Как будут применять ФАОП | Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, разрабатывают адаптированную основную образовательную программу основного общего образования (далее соответственно — образовательная организация, АООП ООО) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и ФАОП ООО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией АООП ООО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ООО |