День специалиста службы сопровождения и День методической службы

25 августа 2023 года — третий день методической недели в рамках муниципальной августовской педагогической конференции «Год педагога и наставника: планы и действия – ценим результаты».

В рамках Дня специалиста службы сопровождения и Дня методической службы на трех площадках  (МАОУ ДО ЦДТ, МАОУ «СОШ№ 7 имени Пичуева Л.П.», МАОУ «СОШ№ 11») прошло несколько мероприятий.

В МАОУ ДО ЦДТ была организована встреча за круглым столом «Воспитание: точки роста и задачи на перспективу». Участниками образовательного события стали заместители директоров, советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагоги-организаторы муниципальных общеобразовательных учреждений и МАОУ ДО ЦДТ.

В рамках круглого стола были подведены итоги работы за 2022-2023 учебный год. Советники директора МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» Климова Ирина Владимировна и МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» Добровольская Марина Александровна поделились с коллегами опытом работы и показали примеры реализации воспитательных мероприятий, в том числе в рамках Дней единых действий.

За высокие достижения в воспитательной работе по итогам 2022-2023 учебного года были вручены благодарности регионального отделения проекта «Навигаторы детства» Вагаевой Любови Николаевне, МАОУ «СОШ № 11»; Добровольской Марине Александровне, МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»; Нелин Надежде Александровне, МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.».

Также на встрече обсудили механизмы организации воспитательного пространства образовательных учреждений в соответствии с методическими рекомендациями.

Были определены следующие задачи на 2023-2024 учебный год:

  1. Создание и функционирование Штаба воспитательной работы.
  2. Работа с государственными символами.
  3. Создание и функционирование центров детских инициатив.
  4. Функционирование школьных спортивных клубов, школьных театров, школьных музеев, школьных медиацентров.
  5. Вовлечение учащихся в федеральные и региональные проекты в сфере образования, в том числе взаимодействие с РДДМ «Движение первых».

На площадке МАОУ «СОШ № 11» состоялось заседание городского методического совета. В рамках мероприятия обсудили ряд вопросов, в том числе вступление в силу с01.09.2023г. Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023г. N 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок). Заведующий сектора мониторинга и оценки качества образования  МКУ ЦРО» Ахова Е.В. представила основные изменения Порядка, подчеркнула требования к результатам профессионального деятельности педагогических работников. Сообщила о необходимости участвовать в региональных семинарах по этому направлению и о ближайшем поступлении региональных документов, находящихся на согласовании в Министерстве образования Иркутской области. Так же были даны разъяснения о механизме подаче заявлений и документов на соответствие квалификационной категории (первой и высшей) в 2023-2024 учебном году.

Участниками совета принята к сведению полученная информация и отмечена необходимость в информационно-разъяснительных мероприятиях по Порядку на региональном уровне.

Обзор мероприятий платформы Учи.ру на новый учебный год сделала региональный представитель Учаева Мария.

Отчет о втором этапе реализации муниципальной стажировочной площадки представила Ольга Ивановна Лысцова, директор МАОУ «СОШ 11».

Кроме того, в рамках заседания проведена экспертиза программы МБОУ «СОШ № 2» на присвоение статуса городской стажировочной площадки.

Обсудили результаты использования программ повышения квалификации, подготовки программ профилактики школьной неуспешности, подготовки наградных документов.

Также в МАОУ «СОШ № 11»  прошло открытое заседание Совета руководителей городских педагогических сообществ (ГПС) «Год педагога и наставника: планы и действия – ценим результаты». Участниками мероприятия  стали 42 педагога: руководители ГПС, руководители школьных методических объединений, молодые педагоги.

Каждый учебный год является новым испытанием для педагогов, которые должны адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям и ожиданиям современного общества.

О «горячих документах» в образовании рассказала Бровкина Наталья Владимировна, руководитель ГМО учителей биологии, заместитель директора МБОУ «СОШ № 2».

Одним из ключевых факторов в формировании общероссийской идентичности является патриотическое воспитание детей и молодежи.

Опытом работы в этом направлении поделились:

Добровольская Марина Александровна, советник директора МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.», по теме «Система работы советника директора школы по воспитанию с классными руководителями по реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности на примере МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.».

Саблина Валентина Ивановна,  руководитель Городского творческого объединения школьных библиотекарей, рассказала о лучших практиках школьных библиотек по патриотическому воспитанию.

Модернизация системы образования требует более высокого уровня профессиональной подготовленности педагога.

Федорова Елена Ивановна, руководитель ГМО учителей математики, поделилась о роли ГМО в повышении уровня профессионального мастерства педагога.

«Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагога и как результат — повышение качества образования. В течение 2022-2023 учебного года были организованы и проведены заседания ГМО.

На заседаниях ГМО заслушиваем аналитические материалы (в этом году 3 педагога выступили с аналитическими материалами по итогам ГИА 2022, итогам ВПР 2022, результативности участия педагогов в педагогических чтениях в течение трех лет, результатов муниципальной олимпиады «Созвездие школьных предметов» по математике), обобщен опыт 8 педагогов (воспользовались презентационной площадкой ГМО учителей математики). В этом учебном году среди учителей математики:

2 призера муниципального конкурса «Мой лучший урок по ФГОС-23»

2 лауреата муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель России»

1 педагог — участник финала конкурса «Флагманы образования. Школа»

1 педагог — победитель региональной олимпиады по истории педагогики, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

Средний и высокий уровень активности проявляет более 56% учителей математики.

Педагогическое сообщество города Усть-Илимска дает широкие возможности каждому педагогу проявить себя: организатором, участником, экспертом.

В заключении своего выступления Елена Ивановна сказала: «Все зависит от нас самих. Ничего нет в мире такого, что неподвластно было б нам. Сочиняй, удивляй, удивляйся! Пробуй новое!»

Артемьева Елизавета Викторовна, руководитель ГМО учителей географии в своем докладе раскрыла роль ГМО в повышении качества образования при прохождении оценочных процедур (ВПР). Работу своего ГМО по повышению качества написания ВПР Елизавета Викторовна представила в виде пяти ролей (планирующая, методическая, аналитическая, рейтингующая и психологическая), подробно раскрыв каждую.

Так, при планировании работы ГМО в течение последних пяти лет, одно из заседаний традиционно имеет тематику, посвященную ВПР. Проводятся такие заседания в активной форме: практикум, круглый стол, практико-ориентированный семинар.

Методическая роль ГМО состоит в постоянном обмене и взаимообогащении приемами, тематическими подборками, методическими материалами, ЭОР, лайфхаками по подготовке учащихся к ВПР между членами ГМО.

Раскрыл руководитель и аналитическую роль ГМО при написании городского анализа ВПР по географии. Елизавета Викторовна сторонник идеи, что полномочия по созданию анализа написания ВПР нужно делегировать членам ГМО не только для роста их аналитических способностей, но и для более осознанного, пропущенного через себя, понимания проблемных зон в преподавании географии в Усть-Илимске.

Психологическая роль ГМО воплощается в создании такой среды профессионального общения, в которой есть место всесторонней поддержке и принятии, готовности помочь и поддержать коллег.

Обозначил руководитель ГМО учителей географии и самую насущную проблему своего методического объединения: уход профессионалов, кадровый голод.

В заключении Елизавета Викторовна поделилась данными из аналитического отчета за последний четыре года, наглядно демонстрирующими рост качества написания ВПР учащимися образовательных учреждений города Усть-Илимска.

Для создания пространства профессионального общения молодых специалистов через организацию вариативных событий и мероприятий создано объединение молодых специалистов (ОМС), которое является общественным объединением молодых специалистов образовательных учреждений.

Суворова Марина Дмитриевна, председатель объединения молодых педагогов, представила деятельность ОМС, Школы молодого учителя и достижениях молодых педагогов, пригласила принимать участие в занятиях Школы.

Каждый молодой педагог, придя работать в школу, сталкивается с рядом трудностей, и актуальным становится институт наставничества. В связи с этим возрастает роль наставничества. Наставничество помогает не только молодым специалистам, но и тем, кто пришел работать в школу, а также тем учителям, которые совсем недавно, после переквалификации, в профессии.

Во всех МОУ у молодых педагогов есть наставники. Многие из наставников очень ответственно относятся к порученному делу, о чем свидетельствуют результаты анонимного анкетирования молодых специалистов и то, что в этом году на фестивале «Перезагрузка – 23» за высокий профессионализм, педагогическое творчество и большой личный вклад в профессиональное развитие молодых педагогов 23 наставника награждены Благодарственными письмами МКУ «ЦРО».

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» Солодухина Татьяна Николаевна поделилась опытом работы по наставничеству «учитель-учитель». Предложила создать клуб наставников молодых педагогов.

Работа по наставничеству на муниципальном уровне будет продолжена в течение всего года.

Итоги работы в 2022-2023 учебном году на уровне деятельности городских педагогических сообществ таковы: для педагогических работников было проведено 10 мероприятий методического характера, в которых приняли участие 503 педагогических работника, из них 164 (32,6% от всех участников) педагога представили свой опыт работы.

Проведено 2 конкурса, 53 мастер-класса. Опыт работы 97  педагогов опубликован в  электронных сборниках (размещены на сайте Комитета образования Администрации города Усть-Илимска http://uiedu.ru).

Активные участники мероприятий из МОУ:

МАОУ «Городская гимназия №1»;

МАОУ «СОШ № 11»;

МАОУ «СОШ № 5»;

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»;

МБОУ «СОШ № 15»;

МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.».

В работе ГПС сложилась система ежегодного проведения мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренных, высокомотивированных детей, создания условий для реализации их творческих возможностей.

Опытом работы поделились руководители ГПС:

Сизых Лариса Сергеевна, руководитель ГМО учителей физики, представила опыт работы по организации проведения мероприятий с учащимися совместно с другими городскими педагогическими сообществами. Интеграция — дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей. В рамках ГМО уже не первый год проводятся метапредметная игра «Научный калейдоскоп», в которой интегрированы такие предметы, как физика, математика, биология, химия и олимпиада по ТРИЗ. Введение интеграции предметов позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. ТРИЗ положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Лобанова Елена Александровна рассказала о межшкольной Школе лингвиста для учащихся 9-х классов, выбравших английский язык для сдачи ОГЭ в 2023 году, подчеркнув, что результаты деятельности Школы способствуют повышению качества обучения учащихся по английскому языку. По итогам государственной итоговой аттестации 2023 года по английскому языку — отсутствуют выпускники, не преодолевшие минимальный порог.

Денисюк Лариса Серафимовна, муниципальный куратор регионального конкурса юных чтецов «Живое слово», поведала о конкурсе, подчеркнув, что учащиеся города Усть-Илимска ежегодно становятся победителями и призерами конкурса.

Морозова Татьяна Анатольевна, поделилась о Всероссийском конкурсе «Без срока давности» популярность которого в нашем городе растет. Ежегодно учащиеся становятся победителями и призерами регионального этапа конкурса. В этом году Болдакова Е., ученица МАОУ «Городская гимназия №1», стала победительницей регионального этапа и представляла Иркутскую область на Всероссийском конкурсе «Без срока давности», стала финалисткой.

По итогам государственной итоговой аттестации 2023 года можно отметить успешность выпускников на ЕГЭ по русскому и литературе — отсутствуют выпускники, не преодолевшие минимальный порог.

Центральное место в работе с одаренными и высокомотивированными детьми занимает олимпиада «Созвездие школьных предметов», которая проводится в целях содействия региону в реализации мер, направленных на увеличение охвата детей мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов, в соответствии с их потребностями и развития познавательного интереса у учащихся к общеобразовательным предметам.

Предметные олимпиады организуют и проводят руководители ГМО учителей-предметников тех предметов, которые входят в Олимпиаду (русский язык, математика, технология (д., м.), география, биология, физика, химия, английский язык, окружающий мир, психология, литература).

Всего в Олимпиаде приняли участие 754 учащихся 2-8 классов из 14 МОУ (79,2% от 952 возможных участников), 197 учащихся (26,1%) стали победителями и призерами Олимпиады.

Лидерами Олимпиады являются:

МАОУ СОШ № 9;

МАОУ «Городская гимназия № 1»;

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»;

МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.»

ГПС в рамках своей деятельности провели 30 мероприятий для развития способностей и талантов у учащихся, в которых приняли участие 5059 школьников, из них 878 учащихся приняли участие в 19 конкурсах. 485 школьников (52,2%) стали победителями и призерами.

Самые активные участники конкурсов:

МАОУ «СОШ № 5»

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»

МАОУ «Городская гимназия № 1»

МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М.М.»

Лидеры по количеству призовых мест:

МАОУ «СОШ № 5»,

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»,

МАОУ «Городская гимназия № 1».

Поступило предложение – продолжить проведение мероприятий, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренных, высокомотивированных детей, создания условий для реализации их творческих возможностей.

В течение года педагоги в методической деятельности (на уровне муниципалитета) достигли множества значимых результатов, которые оказали положительное влияние на образовательный процесс.

16 педагогов были награждены Почетными грамотами и Благодарственными письмами МКУ «ЦРО» за высокий профессионализм, трансляцию своего педагогического опыта, активное участие в деятельности городских педагогических сообществ в 2022-2023 учебном году.

Мероприятие прошло на достаточно высоком методическом уровне.

На площадке МАОУ «СОШ №7 им Пичуева Л.П.»  прошли два мероприятия.

Во-первых, встреча специалистов дошкольных и общеобразовательных учреждений: воспитателей и учителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов.

В   форме открытого  диалога  по теме  «Преемственность  между дошкольными и общеобразовательными учреждениями в психолого- педагогическом сопровождении детей «группы  риска» участники обсудили вопросы преемственности  между дошкольными   и общеобразовательными учреждениями  по выстраиванию линий соприкосновения  при осуществлении психолого-педагогического  сопровождения дошкольников и младших школьников «группы риска»  и инвалидностью.

Всего в работе приняли участие 63 сотрудника образовательных учреждений города.  Работая в группах, педагоги озвучили проблемы, волнующие  дошкольных и школьных работников, выдвинули и обсудили ряд предложений.

По отзывам участников, встреча была нужной, прошла  в позитивном ключе и требует продолжения обсуждения данной проблемы.

Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних  как в обществе в целом, так и в городе Усть-Илимске, очень актуальна.  Так,  по итогам  2022-2023 учебного года,  из дому ушли 7 несовершеннолетних, которых разыскивали все службы города.

Педагоги образовательных учреждений, специалисты  учреждений и органов системы профилактики очень обеспокоены таким положением и в рамках дискуссионной площадки  совместно с представителями родительской общественности, учащимися  обсудили в МАОУ «СОШ N 7 имени Пичуева Л.П.» тему «Бродяжничество и беспризорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема». В работе дискуссионной площадки приняли участие 35 человек: социальные педагоги, педагоги-психологи образовательных учреждений, представитель отдела опеки и попечительства, ООГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», родители и учащиеся.

Проблема обсуждалась в группах с различных позиций (педагога, родителя, ребенка, инспектора). Поступило много рациональных предложений  для решения проблемы.