Аналитическая справка по результатам мониторингов

Аналитическая справка по результатам мониторингов в 2019-2021 учебных годах по городу Усть-Илимску  в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Образование»

В настоящее время проведение исследований качества подготовки обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенность такой проверки заключается в том, что она проводится в рамках независимой оценки, которая регулируется статьей 95 и статьей 95.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях:

  • определения соответствия качества подготовки обучающихся;
  • выявления факторов, влияющих на качество подготовки детей в школе, что включает в себя особенности методов, приемов обучения;
  • выявления уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявления динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определения степени эффективности принимаемых управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создания необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

В рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Образование».

Международные сравнительные исследования

PISA

Мониторинговое исследование качества общего образования PISA отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Исследование PISA для школ уже проведено более чем в 2200 школах в 10 странах мира.

В соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», утвержденными совместным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) и Министерства просвещения Российской Федерации от 06 мая 2019 года № 590/219,  в ноябре 2019 года  проводилась региональная оценка качества общего образования по модели PISA для 15-летних обучающихся образовательных организаций общего образования.

В репрезентативную выборку региональной оценки из 91 общеобразовательных организаций  30 муниципальных образований Иркутской области  попали МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» и МБОУ «СОШ № 15» .

На сайте ФИОКО в свободном доступе можно посмотреть открытые задания исследования PISA: https://fioco.ru/pisa и отчеты по результатам исследований.

Рекомендации:

Обучающимся и педагогам участвующим в исследовании поделиться своими впечатлениями с другими учащимися  и педагогами. Заместителям директора по УВР продемонстрировать результаты исследования PISA в своем учреждении.

Федеральные оценочные процедуры

НИКО

В 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО).

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое исследование представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Таблица 1

Количество участников НИКО

6 класс 8 класс
кол-во % кол-во %
РФ 20747 20484
Иркутская область 476 4,86 489 3,6
Г. Усть-Илимск (МБОУ «СОШ № 1») 45 77,6 33 63,5

Этой осенью в НИКО приняли участие 6 и 8 классы МБОУ «СОШ № 1». Исследования проводились анонимно, без привязи к ФИО, через Федеральную информационную систему оценки качества образования (ФИС ОКО).

В рамках исследования участники выполняли на компьютерах диагностические задания в части достижения личностных и метапредметных результатов в 6 и 8 классах, а также отвечали на вопросы анкеты.

Проверка ответов участников исследования проводилась дистанционно федеральными экспертами по оцениванию диагностических заданий. В базу данных экспертов по НИКО от Усть-Илимска включены три педагога по литературе, истории и обществознанию.

Рис.1 Распределение первичных баллов учащихся 6-х классов СОШ № 1

У шестиклассников РФ вызвало затруднения задания: 10.2 –  дать развернутый ответ на поставленный вопрос; 2.2. – формулирование и аргументация собственного мнения по поставленному вопросу; 11.1К – выбор одного правильного ответа из предложенных (тема: безопасное поведение в интернет-среде).

У школьников нашего города и Иркутской области затруднительными оказались задания: 3.3. – высказывание своего мнения по какому-либо связанному с приведенной историей  жизненного успеха вопросу; 7.2. – анализ конкретных жизненных ситуаций.

Рис.2 Распределение первичных баллов учащихся 8-х классов СОШ № 1

У восьмиклассников РФ, региона и города вызвали затруднения в заданиях: 16К2 (16) – назвать фамилию, имя, ник, род занятий  изображенных на портрете медийно известного человека; 17 – установить соответствие изображений находящихся на територии нашей страны объектов мирового прородного и культурного наследия их названиям/населенным пунктам, где они расположены; 11.1К2 – аргументацию своего выбора (несколько позиций из предложенного списка).

Так же, в процедуру исследования входило анкетирование организаторов процедур исследования, учителей и экспертов по оцениванию диагностических процедур. При проведении анкетирования исключаются персональные данные участников.

Результаты исследования (статистические отчеты) размещены в личном кабинете школы на ФИС ОКО для дальнейшего использования в работе.

В аналитических материалах  Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) по результатам проведения НИКО в части достижения личностных и метапредметных результатов опубликованы нижеприведенные выводы.

 Личностные результаты обучения достигаются совместными усилиями семьи и образовательной организацией.

В части личностных результатов, относящихся к духовно-нравственному воспитанию, обучающиеся 6 т 8 классов знают лишь ограниченный спектр позитивных и негативных качеств личности, что существенно затрудняет процессы познания и самопознания, содержательную оценку поступков людей и социальных явлений, самооценку.

В части гражданского воспитания следует отметить сформированность у большинства обучающихся семейных ценностей и некоторых представлений о правилах поведения в обществе. При этом у меньшей доли обучающихся сформирована готовность и желание активно участвовать в общественной жизни (в частности, в жизни школы).

В части патриотического воспитания у более чем трети шестиклассников не сформировано даже понимание исходного понятия «патриотизм». У многих 6-ти и 8-миклассников несформировано образное представление о России, ее памятниках и достижениях культуры, также слабо сформировано ценностное отношение к боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Наблюдаются также значительные дефициты в формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия.

В части трудового воспитания большинство участников НИКО показали стремление к осмысленному выбору будущей профессии. Преодоление указанных недостатков и дефицитов связано с целенаправленной реализацией в образовательных организациях комплексной программы воспитания.

Исследование показало недостаточную сформированность метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства обучающихся 6 и 8 классов, в частности недостаточную грамотность чтения, слабую способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки монологической речи. Более того, задания, выявляющие развитие навыков смыслового чтения и анализа информации, выполнены 8-классниками хуже, чем обучающимися 6 классов. Компенсация указанных дефицитов возможна как результат усиления внимания к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам.

С основной информацией об исследованиях и с образцами измерительных материалов можно ознакомиться на сайте www.eduniko.ru

Рекомендации:

Обучающимся и педагогам участвующим в исследовании поделиться своими впечатлениями с другими учащимися  и педагогами. Заместителям директора по УВР продемонстрировать результаты исследования НИКО в своем учреждении.

В общеобразовательных учреждениях усилить внимание к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам.

ВПР-2020

Проверочные работы проходили с 14 сентября по 12 октября 2020г., в них принимали участие обучающиеся 5-9 классов школ города по программам 2019-2020 учебного года.  Обычно всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся весной, чтобы определить уровень усвоения материала учениками по итогам учебного года, но из-за эпидемии коронавирусной инфекции это стало невозможным. Поэтому министерство просвещения РФ приняло решение перенести мониторинг на осень для выявления пробелов в знаниях школьников, которые образовались из-за вынужденного перехода на дистанционное обучение. ВПР проводились по графику, утвержденному министерством образования Иркутской области. Даты проведения ВПР по каждому предмету образовательные учреждения определяли самостоятельно.

Таблица 2

Результаты Всероссийских проверочных работ общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска (4-7 класс)

Средний первичный балл Средняя отметка Средняя отметка по журналу Успеваемость Качество
2019 2020 2019 2020 2019 2020 2019 2020 2019 2020
4 класс  
Русский язык 25,5 21,7 3,7 3,3 3,7 3,7 94,9 85 67,3 44
Математика 12,4 11,3 4,1 3,8 3,8 3,8 98 94 80,7 66
Окружающий мир 22 19,3 4 3,7 3,9 4 99,8 98 82,6 65
5 класс  
Русский язык 28 24 3,5 3,2 3,6 3,6 87,9 78 50,2 37
Математика 10,7 9,2 3,6 3,3 3,7 3,7 89,5 76 52,1 38
Биология 16,9 15,3 3,6 3,2 3,9 3,9 97,6 84 57,4 36
История 7,9 6,7 3,7 3,35 3,8 3,8 93,1 86 59,7 40,5
6 класс  
Русский язык 34 29,8 3,5 3,2 3,61 3,6 88,7 75 54,4 36
Математика 8,6 7,5 3,4 3 3,6 3,6 85,7 74 41,6 28
История 10,7 8,1 3,6 3,1 3,7 3,8 93,5 80 52 27
Обществознание 14,5 12,7 3,6 3,3 3,8 4 95,3 85 56 37
Биология 18,9 14,3 3,6 3,07 3,8 3,8 94,4 82 58,3 25
География 22,8 20,7 3,7 3,5 3,8 3,8 98 97 61,8 49
7 класс  
Русский язык 26,8 24 3,2 2,9 3,5 3,6 81,7 64 37,7 28
Математика 10,6 9,1 3,4 3,1 3,5 3,5 88 76 43,3 28
Биология 19,4 13,7 3,4 3,2 3,4 3,7 87,5 83 45,7 31
Физика 13,1 5,5 3,45 2,9 3,7 3,7 91,9 72 47,2 23
История 13,1 9,6 3,5 3,1 3,8 3,7 96,4 73 52,5 30
География 21,7 17 3,4 3 3,8 3,9 90 74 41,4 24
Обществознание 12,7 12,8 3,2 3,2 3,7 3,8 87,7 80 32,6 33
Англ язык 15,3 12,7 3 2,7 3,9 3,6 67 54 26,8 17

Таблица 3

Результаты Всероссийских проверочных работ общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска (8-11 класс)

Средний первичный балл Средняя отметка Ср.отметка по журналу Успеваемость Качество
2019 2020 2019 2020 2019 2020 2019 2020 2019 2020
8 класс
Русский язык   27,5 3 3,5 61 38
Математика   10,7 3,1 3,5 84 25
Биология   19,6 3,5 3,7 95 50
Физика   5,5 3 3,6 88 16
История   13,5 3,9 4 95 71
География   18,5 3 3,6 95 9
Химия   24,4 4,1 4 100 87
Обществознание   15 3,5 4 92 53
10 класс  
География 14,9 13,9 3,9 3,9 4 3,9 100 98 79,2 76
11 класс  
География 10,3 3,2 3,8 96,2 23,1
Физика 17,3 14,9 3,9 3,3 4 3,6 100 100 83,3 30
Химия 24,6 21,8 4,2 3,8 4,3 4 100 100 82,9 76
Биология 21,8 19,6 4,1 3,8 4,2 3,9 100 100 88,7 80
История 14,9 17,5 4,05 4,5 4,2 4,8 100 100 86,8 100
Английский язык 16 25 4,2 5 4,2 5 100 100 86,5 100
Английский язык+ уст 25 5 5 100 100

С подробными результатами по предметам и параллелям ВПР, подготовленными руководителями Городских методических объединений города, можно ознакомиться на Образовательном портале г.Усть-Илимска http://uiedu.ru  в разделе «Диагностика образовательных достижений обучающихся» (правое меню)в подразделе «ВПР».

Рис.2 ОО не подтвердивших школьные отметки результатами ВПР

На рисунке 2 представлены параллели по предметам (вверху, классы 2020-2021 учебного года по программе 2010-2020 учебного года) в разрезе школ, не подтвердивших школьные отметки результатами ВПР (выделены красным цветом). В процентном отношении данные представлены в таблице четыре. По городу, подтвердили школьные отметки начальные классы, 6 класс история и 7 класс русский язык и география.

В этом году в рамках ВПР Рособрнадзором были организованы дополнительные мероприятия. В частности, в одной общеобразовательной организации города (из пяти региона) проверочные работы проводились с контролем объективности результатов: в каждую аудиторию были направлены независимые наблюдатели, а работы участников диагностики проверялись экспертами региональных предметных комиссий ГИА. Полученные результаты  использовались для выводов о выполнении ВПР в целом по Российской Федерации.

Таблица 4

% обучающихся не подтвердивших школьные отметки результатами ВПР

Параллель Предмет % Параллель Предмет %
5 русский язык 48,6  

 

7

история 60,3
математика 44,4 биология 64,3
окружающий мир 42,1 география 45,2
6 русский язык 52,6 обществознание 62,7
математика 54,6 8 русский язык 59,8
история 48,6 математика 51,3
биология 60,8 история 55,8
7 русский язык 48,3 биология 54,8
математика 54 география 69,3
история 60,3 обществознание 59,5
физика 62,3
английский язык 72,9

Управлением образования Администрации города Усть-Илимска выработана реализация образовательных программ основного общего образования в ОО г.Усть-Илимска в 2020-2021 учебном году в виде плана мероприятий реализации образовательных программ основного общего образования в общеобразовательных организация г.Усть-Илимска на основе результатов ВПР, проведенных в сентябре-октябре 2020 года с учетом Методических рекомендаций по организации образовательного процесса ОО на уровне основного общего образования на основе результатов ВПР проведенных в сентябре-октябре 2020 года, разработанных ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» и рекомендованных для использования в работе Минпросвещением России (письмо от 19.11.2020г. № ВБ-2141/03) и министерством образования Иркутской области (письмо от 25.11.2020 № 02-55-11776/20).

Министерством образования Иркутской области и ГАУ ИО ЦОПМПКиМКО  опубликован «Сборник первичных информационно-статистических материалов по результатам всероссийских проверочных работ в 2020 году».

 Выводы и рекомендации:

Учащиеся из всех общеобразовательных учреждений города приняли участие в ВПР-2020.  По итогам исследования результаты свидетельствуют о снижении качества по всем предметам и параллелям, кроме обществознания в 7 классе. Более 50% обучающихся не смогли подтвердить свои отметки. Уменьшение средних значений  по городу объясняется эпидемиологической обстановкой, сказывается и дистанционное обучение, т.к. результаты последней четверти отразились на годовых отметках.

Ответственным за работу с ВПР в общеобразовательных учреждениях необходимо:

— проанализировать по своему ОО:  резкое изменение результатов ВПР по сравнению с предыдущим учебным годом (на сколько %); % —«всплески» на границе отметок «2» — «3», «3» — «4» и «4» — «5»;

— обсудить системные проблемы, характерные для всех групп обучающихся, провести самодиагностику;

-информировать родителей (законных представителей) о результатах ВПР;

— корректировать организацию образовательного процесса по учебным предметам на 2020-2021 учебный год.

ВПР-2021

С 15 марта по 30 апреля 2021 года  учащиеся города принимали участие в ВПР. С 4 по 8 класс ВПР является обязательным. График проведения ВПР каждая школа определяла самостоятельно.

4 классы выполняли работы по математике, окружающему миру и русскому языку – 2 части, каждая из которых выполнялась в разные дни.

5 классы выполняли работы по русскому языку, математике, истории и биологии.

7 классы – по русскому языку, математике, обществознанию, истории, биологии, географии, физике и английскому языку.

6 и 8 классы выполняют работы по четырем предметам. Русский язык и математика – обязательные и два предмета для каждого класса на основе случайного выбора, о котором  школы узнали за две недели до проведения ВПР.

Из 10-11 классов выбор сделали  по одной школе: 10 класс- школа № 15 (география), 11 класс – школа № 17 (ин.язык, химия, физика, биология). Следует отметить, что одинадцатиклассники выбирают те предметы ВПР, по которым не планируют сдавать ЕГЭ.

На муниципальном уровне было организовано общественное наблюдение во всех общеобразовательных учреждениях. 21 общественный наблюдатель утвержден Начальником Управления образования Администрации города Усть-Илимска.

Проверка работ осуществлялась школьными комиссиями. На муниципальном уровне проводилась перекрестная проверка ВПР в школах, которые по результатам прошлых лет попали в список учреждений, где выявлены признаки необъективности  сформированного Рособрнадзором по результатам анализа данных, загруженных в систему сопровождения оценочных процедур ФИС ОКО.

Так же организована муниципальная перепроверка во всех школах: от 5 до 10% работ по всем предметам и параллелям

Результаты работ ВПР помогут выявить пробелы в знаниях и в дальнейшем их устранить.

О результатах общественного наблюдения, перекрестной и муниципальной перепроверки ВПР можно ознакомиться на нашем сайте. Результаты ВПР ожидаются в июне-июле 2021г.

Региональные диагностики

Диагностика по функциональной грамотности в 6-х классах

17 декабря 2020года в Иркутской области прошла диагностика по функциональной грамотности в 6-х классах. Согласно региональной выборке в ней приняли участие 191 образовательная организация области, из них четыре школы нашего города: МАОУ «Городская гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 2», МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», МАОУ «СОШ № 12» им.Семенова В.Н.

Необходимость проведения диагностики связана с низкой компетенцией школьников Иркутской области функциональной грамотности по результатам международного сопоставительного исследования PISA.

Принимают участие в диагностике обучающиеся 6-х классов в 2020 году, 7-х классов в 2021 году, 8-х классов в 2023 году и 9-х классов в 2024 году.

Целью проведения диагностики является:

— выявить уровень функциональной грамотности обучающихся на основе методологии и инструментария международного исследования качества подготовки обучающихся PISA;

— познакомить педагогов и обучающихся с новым форматом и содержанием заданий;

— использовать полученные данные для принятия мер, направленных на повышение качества образования.

Диагностика проводиться в компьютерном формате, установка специальных программ и наличие выхода в сеть Интернет не потребуется.

Вариант диагностической работы состоит из трех модулей:

модуль 1 содержит задания по читательской грамотности;

модуль 2 содержит задания по математической грамотности;

модуль 3 содержит задания по естественнонаучной грамотности.

Рассаживаются участники диагностики по одному за персональный компьютер. После десятиминутного инструктажа обучающиеся приступают к выполнению заданий трех модулей в электронном виде (один файл Excel с несколькими листами). На выполнение каждого модуля отводится 30 минут с десятиминутным перерывом после выполнения каждого модуля. Файлы с итоговыми работами загружаются в региональный АИС.

Неперсонифицированную проверку итоговых материалов осуществляют региональные эксперты удаленно через личный кабинет АИС. Экспертам недоступна информация о том, работы какого учреждения они проверяют.

В мониторинге участвовало 43 МО области (6648 участников). Из Усть-Илимска 169 участников, что составляет 18% от всех обучающихся в г.Усть-Илимске.

Таблица 5

Результаты ФГ- 2021г.6 класс по грамотности: читательской, математической, естественнонаучной

 

ОО

Читательская

(м.б.13)

Математическая

(м.б.12)

Естественнонаучная

(м.б.9)

перв.

балл

уровень перв.

балл

уровень перв.

балл

уровень
МАОУ «Городская гимназия № 1» 7 пониженный 5 пониженный 4 пониженный
МБОУ «СОШ № 2» 6 пониженный 4 пониженный 4 пониженный
МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» 6 пониженный 4 пониженный 4 пониженный
МАОУ «СОШ № 12» имени Семенова В.Н. 7 пониженный 3 недостаточный 4 пониженный
г.Усть-Илимск 6 пониженный 4 пониженный 4 пониженный
Иркутская область 6 пониженный 4 пониженный 4 пониженный

Из результатов видно, что участники нашего города справились так же, как и в области.

В читательской грамотности у детей вызвали затруднения задания с развернутым ответа и выбором ответа:

  • одно с низким уровнем сложности, где надо было осмысливать и оценивать содержание прочитанного текста;
  • два с высоким уровнем сложности, где надо было интегрировать и интерпретировать информацию и использовать информацию из текста.

При чем содержательная область оценки во всех заданиях – это школьная жизнь, участие в конкурсах.

В математической грамотности более 50% детей не справились с заданиями:

  • низкого уровня сложности (первые три задания): формулировать (развернутый ответ), применять (выбор ответа и краткий ответ); требовалось выполнить расчеты с действительными числами, вычислить время поездки, и вычислить среднюю скорость автомобиля, использовать пространственное мышление для определения названий комнат, строить свои рассуждения, опираясь на полученные задания.
  • среднего уровня сложности (одно задание) в котором требовалось интерпретировать (развернутый ответ); требовалось прочитать данные диаграммы, сравнить уровень продаж конкретного телефона, дать сравнительную характеристику.

В  естественнонаучной грамотности

  • два заданием низкого и среднего уровня сложности, где требовалось научно объяснить явления: с развернутым ответом (среднего уровня) и на установление соответствия (низкого уровня);
  • одно задание с низким уровнем сложности на установление соответствия требовалась интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Использование результатов диагностики для оценки деятельности учителей, руководителей общеобразовательных организаций  и муниципальных органов управления образованием, не предусмотрено.

Рекомендации:

Общеобразовательным учреждениям города рекомендуется принять участие через электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности, т.к. назначение цифровой платформы содействовать ознакомлению педагогов и обучающихся  с содержанием и форматом заданий по оценке сформированности компетенций по трем направлениям функциональной грамотности: читательской, математической и естественно-научной,

Диагностические работы обучающихся 10-х классов

Согласно подпункту «а» пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания «О ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» от 10.06.2020 № ПР-955 и письма Министерства образования Иркутской области № 02-55-8368/20 от 04.09.2020 года «О проведении диагностических работ» для обучающихся, продолживших обучение в 10 классе, проводятся диагностические работы по русскому языку (29.09.2020), математике (1.10.2020) – обязательные предметы, по обществознанию и физике (6.10.2020) – по желанию обучающихся.

Диагностические работы проводились в целях объективного определения уровня и качества знаний, полученных обучающимися по завершении 9-го класса, а также своевременного выявления образовательных дефицитов по основным учебным предметам и организации дальнейшей работы по их устранению.

В городе обучается 461 десятиклассник, обществознание пожелали выполнять 140 детей, физику – 55.

Выполняли диагностические работы десятиклассники в своих школах. Продолжительность составляла: по математике и русскому языку – 3 часа 55 минут; по обществознанию и физике – 3 часа.

Таблица 6

Количество участников – обучающихся 10 классов 2020-2021 учебного года

Предмет Количество обучающихся %

участников

заявленных участвовало город регион
Русский язык 461 429 93,1 89,9
Математика 461 421 91,3 89,7
Физика 55 48 87,3 87,3
Обществознание 140 124 88,6 88,3

После выполнения обучающимися, материалы диагностических работ проверялись муниципальными экспертами, утвержденными приказом Управления образования (русский язык – 43 эксперта, математика – 35, обществознание – 20, физика – 11), заполнялись протоколы эксперта, которые сканировались в МКУ «ЦРО» и отправлялись по защищенному каналу связи в г.Иркутск.  .

Таблица 7

Результаты  ДР-10 класс по русскому языку

ОО Успеваемость, % Качество, % Пороговый балл, чел Максимальный балл, чел
МБОУ «СОШ № 1» 93 36 1
МБОУ «СОШ № 2» 100 54
МАОУ «СОШ № 5» 93 50
МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» 90 43 2
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» 92 38 1
МАОУ СОШ № 9 100 65 1 1
МАОУ «СОШ № 11» 100 62
МАОУ «СОШ № 12» имени Семенова В.Н. 100 50 1
МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля» 100 45 1
МАОУ «СОШ № 14» 85 42 2
МБОУ «СОШ № 15» 100 62 1 1
МБОУ «СОШ № 17» 96 30 1
МАОУ «Городская гимназия № 1» 100 74
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» 97 62 1 2
г.Усть-Илимск 96 52 11 5
Иркутская область 89,3 48,9 11

 

Самый низкий % участников, получивших неудовлетворительный результат по области: Свирск (3,5%), Усть-Илимск (3,7%), Тулун (6,6%). Из 7 МО области обучающиеся г.Усть-Илимска показали качество выше среднего по области, так же показали наибольший средний балл 23,2.

Результаты выполнения диагностической работы по русскому языку в городе дали возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в основной школе.

Анализ результатов выполнения диагностической работы показывает, что участники в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. При этом самым низким оказался уровень практической грамотности и языковой компетенции, основным показателем которой является способность использовать орфографические и пунктуационные нормы языка, нормы русского литературного языка в собственной речи, а также богатство словарного за­паса и грамматического строя речи учащихся, неумение создавать высказывание на основе прочитанного текста.

Проведение диагностической работы обнаружило необходимость усиления внимания к работе по формиро­ванию теоретических знаний по русскому языку учащихся основной школы, предполагающей овладение основными ви­дами речевой деятельности – умением воспринимать устную и письменную речь и создавать собственные выска­зывания, а также владением орфографическими и пунктуационными нормами языка. При оценке коммуникативной компетенции учащихся особое внимание уделялось уме­нию извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.

Таблица 8

Результаты  ДР-10 класс по математике

ОО Успеваемость, % Качество, % Пороговый балл, чел  Отметка «отлично», чел
МБОУ «СОШ № 1» 86 43
МБОУ «СОШ № 2» 36 27
МАОУ «СОШ № 5» 56 7
МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» 42 5 3
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» 76 19 2
МАОУ СОШ № 9 72 23 2 1
МАОУ «СОШ № 11» 78 42
МАОУ «СОШ № 12» имени Семенова В.Н. 71 14 1
МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля» 91 35 3
МАОУ «СОШ № 14» 52 30 1
МБОУ «СОШ № 15» 83 21 1
МБОУ «СОШ № 17» 52 4 1
МАОУ «Городская гимназия № 1» 97 62 2
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» 81 34 1 1
г.Усть-Илимск 72 27,1 15 4
Иркутская область 67 26

Не справились с работой по математике в области 33%, в городе 27,6%. Из семи МО Усть-Илимск показал качество обученности выше среднеобластного  показателя. Наибольший средний первичный балл в г.Иркутск – 12,4, Нижнеилимский р-н – 11,9, Усть-Илимск – 11,3. Средний по области 11,3. Максимальное количество баллов в области получил – 1 чел.

Для организации целенаправленной работы по повышению качества математической подготовки в старшей школе ГМО учителей математики рекомендуют:

  • Для учащихся, имеющих мотивацию к ликвидации пробелов в своих знаниях, организовывать (по уровню подготовленности) специальные профильные группы, составить индивидуальные «дорожные карты» учащихся.  
  • Обратить внимание на усиление внутрипредметных и межпред­метных связей при изучении математики и смежных дисциплин.  
  • При организации обучения активно использовать деятельност­ный подход, обеспечивающий мотивацию школьников к овладе­нию системой знаний, умений, навыков и способов действий.
  • Использовать демонстрационные варианты и варианты экзамена­ционных работ прошлых лет, а также интернет — ресурсы «От­крытого банка заданий по математике» на сайте http://www.mathege.ru / диагностические работы СтатГрад, материалы областной предметной комиссии https://drive.google.com/drive/folders/1RzQyy9P8e04SoXtZI9aPop2lXe01gc0D
  • Темы, в которых учащиеся допустили ошибки, включить в систему повторения и отработать на факультативных занятиях по подготовке к ЕГЭ, с целью устранения пробелов в знаниях;
  • Необходимо проводить повторения модуля «Планиметрии», отрабатывать основные принципы доказательства геометрических задач
  • Составить план индивидуальных занятий и организовать индивидуальные консультации с учениками, не справившимися с диагностической работой.  
  • На заседании ШМО учителей математики проанализировать результаты диагностической работы по математике, разработать план мероприятий по повышению качества знаний   учащихся, рекомендовать учителям выявленные проблемы решать через темы самообразования

На заседаниях ГМО учителей математики города Усть-Илимска провести практико-ориентированные семинары   для формирования объективности оценивания заданий повышенного уровня сложности с развернутым ответом целесообразно вырабатывать единые подходы для оценивания типичных ошибок обучающихся до выставления итоговых баллов, с привлечением региональных экспертов ГИА-11   проводить разбор решений заданий с развернутым ответом для всех учителей математики.

Таблица 9

Результаты  ДР-10 класс по обществознанию

ОО Успеваемость, % Качество, % Пороговый балл, чел Отметка «отлично», чел
МБОУ «СОШ № 1» 86 43
МБОУ «СОШ № 2» 36 27 1
МАОУ «СОШ № 5» 56 7 2
МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.» 42 5
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» 76 19
МАОУ СОШ № 9 72 23 1
МАОУ «СОШ № 11» 78 42 1
МАОУ «СОШ № 12» имени Семенова В.Н. 71 14
МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля» 91 35 1
МАОУ «СОШ № 14» 52 30 3 2
МБОУ «СОШ № 15» 83 21
МБОУ «СОШ № 17» 52 4
МАОУ «Городская гимназия № 1» 97 62 1
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» 81 34
г.Усть-Илимск 75 26 7 5
Иркутская область 79,4 32,2

Обучающиеся из школ №№ 1, 8, 12 и 17 обществознание не выбирали.

Не справились с работой в области 20,6%, в Усть-Илимске 25%. В 12 муниципалитетах (МО город Усолье-Сибирское, Районное МО Усть-Удинский район, МО Киренский район, МО города Бодайбо и района, МО Слюдянский район, МО Тайшетский район, МО Иркутской области Казачинско-Ленский район, Иркутск, МО Нижнеилимский район, Ольхонское районное МО, МО города Братска, МО город Тулун) качество обученности по результатам диагностической работы выше среднеобластного показателя. Средний первичный балл ниже среднеобластного (19,4) продемонстрировали обучающиеся 33 муниципальных образований, в т.ч. г.Усть-Илимск (выше в 4 МО). Максимальное количество баллов в области получили – 10 чел.

Анализ результатов  диагностической работы по обществознанию показал, что учащиеся  в основном  в достаточной степени владеют базовыми  знаниями.

Таблица 10

Перечень проблем, выявленных при анализе диагностических работ по обществознанию

№/№ Проблема, выявленная при анализе диагностической работы Проверяемые требования (умения)
1 Слабо сформированы умения и навыки работы с обществоведческими терминам 6 Характеризовать  с научных позиций основные социальные объекты (факты,  явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2 Трудности  в осмыслении и понимании социально- значимой информации, в выполнении несложных практических заданий 8Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

3 Трудности в осмыслении социально- значимой информации и приёмах работы с ней. 21.Составление плана текста. Смысловое чтение.

 

4 Задание  нацелено на проверку умения анализировать и

оценивать собственную деятельность и ее результаты. Оно

предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на

личный социальный опыт участников исследования

22.Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

 

5 Задание  ориентировано на проверку умения осознанно строить

речевое высказывание в письменной форме на заданную тему.

24 Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Рекомендации ГМО:

-по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;

-организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом;

-организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;

-на уроках организовать на достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе;

-на уроках проводить умение устанавливать причинно-следственные связи, поисковые работы (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие;

-совершенствовать навыки работы учащихся со справочной литературой.

Таблица 11

Результаты  ДР-10 класс по физике

ОО Успеваемость, % Качество, % Пороговый балл, чел Отметка «отлично», чел
МАОУ «СОШ № 5» 100 20 2
МАОУ СОШ № 9 90 30 1
МАОУ «СОШ № 11» 100 100
МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля» 90 18 4
МАОУ «СОШ № 14» 67 0
МБОУ «СОШ № 15» 100 33
МАОУ «Городская гимназия № 1» 100 75 1
г.Усть-Илимск 94 44 7 1
Иркутская область 90,4 39,4

Обучающиеся из  НОКа и школ №№ 1, 2, 7, 8, 12, 17 физику не выбирали.

70% физику сдавали юноши. Не справились с работой в области 9,6%, в нашем городе – 6,3%. В восьми МО 100% успеваемости: Зима, Аларский, Жигаловский, Заларинский, Катанский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский р-ны и г.Усолье-Сибирское. В шести МО области нет «4» и «5». Средний первичный балл по области (19,8). Всего в двух МО выше (Тулун и Братск). В 31 МО меньше, в т.ч. в г.Усть-Илимске

В 13 МО области, в т.ч. наш город, качество обученности по результатам диагностической работы выше среднеобластного показателя.

Диагностическая работа по физике показала, исходя из среднего процента выполнения по всем заданиям раздела, что на достаточном уровне сформированы знания и умения по разделам школьных курсов физики «Механические явления» и «Квантовые явления», хотя в освоении каждого  из разделов есть недостатки. По разделу «Тепловые явления» и «Электромагнитные явления» знания и умения сформированы недостаточно.

Результаты диагностических работ обучающихся, на усмотрение администрации школ, переводились в отметки и выставляются в классный журнал.

Рекомендации:

Каждому общеобразовательному учреждению провести анализ результатов диагностических работ и  составить план работы по повышению качества образования в своей школе.

   Региональный мониторинг обеспечения объективности проведения ВПР

По распоряжению  министерства образования Иркутской области от 13.08.2020г. № 626-мр «О проведении регионального мониторинга обеспечения объективности проведения ВПР» МО г.Усть-Илимск участвовал в мониторинге. В Мониторинге использовались показатели для общеобразовательных организаций и МОУО, утвержденные приложением 1 к Регламенту проведения регионального мониторинга обеспечения объективности проведения всероссийских проверочных работ. Одно из обязательных условий, это достоверность информации размещенной на  образовательном портале города Усть-Илимска и сайтах ОО.

Для ОО использовались показатели по направлениям: качество ведения МОУО ФИС ОКО, объективность образовательных результатов ВПР и Механизмы обеспечения объективности результатов ВПР.   Для МОУО показатели: качество ведения МОУО ФИС ОКО и Механизмы обеспечения объективности результатов ВПР.

Мониторинг проводился с целью повышения эффективности региональной системы оценки качества образования путем формирования устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся, а также использования объективных результатов для управления качеством образования.

Таблица 12

Результаты регионального обеспечения объективности проведения ВПР

п/п

Наименование МО Качество ведения МОУО ФИС ОКО Объективность образовательных результатов ВПР в МО Механизмы обеспечения объективности результатов ВПР  

ИТОГО

Уровень обеспечения объективности результатов ВПР
1 Шелеховский район 100 100 530 730 высокий
2 Казачинско-Ленский район 100 100 507 707 высокий
3 г.Усть-Илимск 100 29 572 701 высокий
4 г.Саянск 100 100 500 700 высокий

По критерию «Механизмы обеспечения объективности результатов ВПР» (600 баллов из 800 возможных). Наиболее приближены к данному значению, оказались результаты г. Усть-Илимска.

Рис.3 Распределение МОУО по уровням обеспечения объективности результатов ВПР

Вывод и рекомендации: по итогам регионального мониторинга: «Представленные МОУО в рамках мониторинга документы свидетельствуют об отсутствии на муниципальном уровне выстроенной системы обеспечения объективности проведения ВПР». На основе оценочных процедур рассмотрены управленческие решения по качеству образования:

1.Продолжены публикации для учителей, участвующих в проверке ВПР, видеоконсультаций с участием практикующих педагогов, экспертов региональных предметных комиссий по разъяснению подходов к оцениванию зданий с развернутым ответом по истории, обществознанию, географии, биологии, химии, физики и иностранных языков обучающихся 4-8-х классов.

2. Внесены корректировки в региональный регламент проведения ВПР в Иркутской области в 2021 году.

3. Внести корректировки в региональный мониторинг обеспечения объективности проведения ВПР.

Технологические мониторинги уровня учебных достижений 

9 класс

В связи с подготовкой к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования  в 2021 году по области проводился единый технологический мониторинг уровня учебных достижений обучающихся 9-х классов: по математике – 10 марта,  по русскому языку – 19 марта.

Мониторинг проводился с целью ознакомления девятиклассников с процедурой проведения ГИА в формах основного государственного экзамена (далее —  ОГЭ) и основного выпускного экзамена (далее – ГВЭ), обучения правилам заполнения бланков ОГЭ и ГВЭ, а также с целью практической отработки действий лиц, привлекаемых к проведению  ОГЭ и ГВЭ.

Проверка выполненных заданий осуществлялась школьными предметными  комиссиями. Образовательные учреждения самостоятельно принимали решение  об использовании результатов выполненной работы: выставлении в классные журналы и учете при выставлении четвертной отметки.

Математика

 Из 830 обучающихся 9 классов в мониторинге по математике приняли участие – 94,2%, в том числе 93,6% в форме ОГЭ, в форме ГВЭ по категории «А» — 71,4%, по категории «К» — 74,7%.

Таблица 13

Показатели мониторинга в формах ОГЭ в сравнении за три года и в форме ОГЭ

Показатель Ед.изм. ОГЭ

2019

ОГЭ

2020

ОГЭ

2021

ГВЭ
«А» «К»
Количество участников,

из них:

чел 859 808 704 5 53
набравшие макс.

первичный балл

чел 0 0 0 0 1
получившие высокие первичные баллы чел 20 23 14 1 1
набравшие «0» чел 3 4 1 0 8
набравшие

«пороговый балл»

чел 202 73 35 1 17
не преодолевшие  минимальный порог чел 193 243 225 2 24
% 23,5 30,1 32 40 45
успеваемость % 76,5 69,9 68 55,2
качество % 29,8 22,6 27 8,6
средний первичный балл 11,4 10,6 11,9 4,92 2,6

 

Не преодолели минимальный порог 225 участников мониторинга (31,9%), на 1% больше прошлого года. Не преодолевших из-за модуля «Геометрия» (ОГЭ) 124 человека, на 58 больше прошлого года. Высокого первичного балла в форме ОГЭ по городу нет, максимальный балл в форме ГВЭ «К» получил один ребенок из МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля».

Успеваемость и качество выше среднего по городу в Лицее, школах 8, 9, 11, 12, 13. Успеваемость выше также в Гимназии, а качество в школе 17.

Высокие баллы по городу получили 14 человек (четверо из Лицея, шесть из школы 11, трое из школы 8 и один из школы 9), в 2020 году – 23человека.

Рис.4 Средний балл в разрезе ОО

На рисунке 4 поперечной линией показан средний балл по городу (11,9), на 1,3 больше прошлого года.

Таблица 14

Результаты мониторинга по математике в форме ГВЭ

№ ОО Не преодолевшие минимальный порог  

Успеваемость

 

Качество

Набравшие пороговый балл Получившие высокие баллы
чел % «А»-4 «К»-3
СОШ 1 2 66,7 33,3 0 1
СОШ 2 5 41,7 58,3 0 4
СОШ 5 2 100 0 0
СОШ 7 5 83,3 16,7 0 1
СОШ 8 1 33,3 66,7 0 2
СОШ 9 3 37,5 62,5 0 3
СОШ 11 0 0 100 66,7
СОШ 12 2 66,7 33,3 0 1 1
СОШ 13 3 75 25 25
СОШ 14 1 16,7 83,3 0 4 1
СОШ 15 0 0 100 0 2
СОШ 17 2 100 0 0
ГОРОД 26 44,8 55,2 6,9 1 17

Участников в форме ГВЭ в лицее и гимназии нет. Из 58 участников мониторинга, 26 не преодолели минимального порога и 18 набрали пороговый балл. 100% успеваемости показали обучающиеся из 11 и 15 школ. 100% не преодолевших в школах 5 и 17. Двое обучающихся из школ 12 и 14 получили высокие баллы.

Русский язык

Из 830 обучающихся 9-х классов в мониторинге приняли участие 779, т.е. 93,5%. Из них в форме ОГЭ 94,1%, в форме ГВЭ 87,2%.

Таблица 15

Показатели мониторинга в сравнении за два года  

Показатель  

Ед.изм.

ОГЭ ГВЭ
2020 2021 2020 2021
Количество участников,

из них:

чел 796 708 96 68
набравшие макс.

первичный балл

чел 0 6 0 0
получившие высокие

первичные баллы

чел 54 73 3 0
набравшие «0» чел 0 1 0 3
набравшие

«пороговый балл»

чел 52 48 10 14
не преодолевшие

минимальный порог

чел 101 99 10 11
% 12,7 14 10,4 14,1
успеваемость % 87,3 86 89,6 10,4
качество % 41 40,5 19,8 10,3
средний первичный балл 12,7 20,9 8,4 6,5

Из 708 участников мониторинга, 101 не преодолели минимальный порог (12,7%) и 52 набрали пороговый балл. 100% успеваемости по городу нет. Выше средней по городу (86%) успеваемость в школах 8,911,12, 13, лицее и гимназии. Качество по городу 40,5%. Выше среднего по городу в тех же учреждениях. Ниже предыдущего года по городу успеваемость на 1,3%, качество на 0,5%. Получили высокие баллы 73 обучающихся, на 19 больше прошлого года.

Рис.5 Средний балл в разрезе ОО

На рисунке 5 поперечной линией показан средний балл по городу (20,9), на 8,2 больше прошлого года.

Таблица 16

Результаты мониторинга по русскому языку в форме ГВЭ

№ ОО Не преодолевшие минимальный порог Набравшие пороговый балл Успеваемость  

Качество

Средний первичный балл
чел %
СОШ 1 0 100 100 33,3 3,6
СОШ 2 2 16,7 3 83,3 0 5,9
СОШ 5 1 50 50 0 6
СОШ 7 2 33,3 66,7 16,7 6,3
СОШ 8 1 25 75 0 7,8
СОШ 9 1 10 2 90 10 7,7
СОШ 11 0 100 4 100 22,2 6,9
СОШ 12 0 100 100 0 8,7
СОШ 13 1 25 75 25 7,8
СОШ 14 3 50 50 16,7 5,5
СОШ 15 0 100 5 100 0 5,4
СОШ 17 0 100 100 0 7
ГОРОД 11 16,2 14 83,8 10,3 6,5

Участников в форме ГВЭ в лицее и гимназии нет. Из 68 участников мониторинга по русскому языку, 11 не преодолели минимальный порог и 14 набрали «пороговый» балл. 100% успеваемость в школах 1,11,12, 15 и 17, в школе № 9 — 90%. Нулевое качество в школах 2, 5,8,12,15 и 17. Ниже предыдущего года по городу успеваемость на 5,8%, качество на 9,5%. Получивших высокие баллы нет, в прошлом году было трое.

Выводы и рекомендации: результаты технологического мониторинга показали невысокий уровень подготовки обучающихся по математике. Рекомендуется проводить текущую диагностику на уровне ОО. Общеобразовательным учреждениям провести корректировку программ с учетом результатов для повышения качества образования по математике и русскому языку для детей с ОВЗ.

11 класс

Математика

В соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от 30.11.2020г №913-мр «О проведении мониторинга уровня учебных достижений по математике обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций Иркутской области в 2020-2021 учебном году», приказом Управления образования Администрации города Усть-Илимска от 08.12.2020г №693 «О проведении мониторинга уровня учебных достижений по математике обучающихся 11-х классов» проведен технологический мониторинг достижений обучающихся 11 классов по математике.

Цель: ознакомление учащихся 11 классов с процедурой проведения ГИА, обучение правилам заполнения бланков, практическая отработка действий лицами, привлекаемыми к проведению ЕГЭ, ГВЭ, определение уровня учебных достижений обучающихся по математике

Мониторинг проводился по двум уровням по выбору обучающегося (базовый или профильный), работы проверялись школьными предметными комиссиями. В мониторинге приняли участие 445 человек (93,1%), в области — 92,7%

Таблица 17

Результаты мониторинга по математике в сравнении с прошлым учебным годом 

  2019-2020 2020-2021
Количество выпускников 397 478
Участников по базовой математике 167 (42,1%) 232 (50,8%)
Участников по профильной математике 218 (54,9%) 213 (42,1%)
Кол-во участников, набравших 0 баллов (баз) 1 0
Кол-во участников, набравших мин.порог

7 баллов (баз)

7 (4,2%) 10 (4,3%)
Кол-во участников, набравших макс.балл

20 баллов (баз)

3 3
Средний балл (баз) 3,7 3,5
Успеваемость 94,6 92,2
Качество 64,1 50,4
Кол-во участников, не преодолевших мин.порог (проф) 47(21,6%) 35 (16,4%)
количество обучающихся , набравших «пороговый» балл (проф) 28 (12,8%) 34 (16%)
Средний тестовый балл (проф) 37,14 37,6

В сравнении с прошлым годом на 8,7% увеличилось количество участников мониторинга по математике базового уровня, и, соответственно уменьшилось на 12,8% количество участников мониторинга по профильной математике. В 2020-2021 учебном году средний балл, успеваемость и качество знаний по базовой математике ниже, чем в прошлом году, а результаты по профильной математике выше, а именно, уменьшилось количество обучающихся, не преодолевших минимальный порог по профильной математике, а средний тестовый балл по профильной математике выше, чем в 2019-2020 учебном году.

Таблица 18

Количество участников мониторинга в 2020-2021 учебном году 

ОО кол-во
обуч-ся11 кл
кол-во
уч-ов (баз)
Доля

уч-ов  (баз)

кол-во
уч-ов(проф)
Доля

уч-ов

(проф)

МБОУ «СОШ №1» 19 16 84,2% 2 10,5%
МБОУ «СОШ №2» 8 3 37,5% 4 50,0%
МАОУ «СОШ №5» 30 14 46,7% 15 50,0%
МАОУ «СОШ №7 « 26 20 76,9% 5 19,2%
МБОУ «СОШ №8» 60 29 48,3% 27 45,0%
МАОУ СОШ №9 39 12 30,8% 22 56,4%
МАОУ «СОШ №11» 37 11 29,7% 24 64,9%
МАОУ «СОШ №12» 42 26 61,9% 13 31,0%
МАОУ «СОШ №13» 34 15 44,1% 16 47,1%
МАОУ «СОШ №14» 21 17 81,0% 3 14,3%
МБОУ «СОШ №15» 41 16 39,0% 23 56,1%
МБОУ «СОШ №17» 20 8 40,0% 10 50,0%
МАОУ «Городская гимназия №1» 41 21 51,2% 17 41,5%
МАОУ «ЭЛ НОК» 60 24 40,0% 32 53,3%
итого: 478 232 50,8% 213 42,1%

Таблица 19

Результаты выполнения заданий мониторинга по математике базового уровня   

 

Список ОО

кол-во участников «0» б мин. порог

7″ б.

макс

20″ б

«2» «3» «4» «5» Ср. балл Кач-во,% Усп-ть,%
МБОУ «СОШ №1» 6 0 0 0 1 6 9 0 3,5 56,3 93,8
МБОУ «СОШ №2» 3 0 2 0 0 2 1 0 3,3 33,3 100
МАОУ «СОШ №5» 14 0 1 0 1 5 6 2 3,6 57,1 92,9
МАОУ «СОШ №7» 20 0 2 1 1 10 6 3 3,6 45,0 95,0
МБОУ «СОШ №8» 29 0 0 1 1 8 15 5 3,8 69,0 96,6
МАОУ СОШ №9 12 0 0 0 0 7 4 1 3,5 41,7 100
МАОУ «СОШ №11» 11 0 0 0 0 4 6 1 3,7 63,6 100
МАОУ «СОШ №12» 26 0 2 0 0 18 8 0 3,3 30,8 100
МАОУ «СОШ №13 « 15 0 0 0 2 7 5 1 3,3 40,0 86,7
МАОУ «СОШ №14» 17 0 2 0 8 6 3 0 2,7 17,6 52,9
МБОУ «СОШ №15» 16 0 1 0 2 11 3 0 3,1 18,8 87,5
МБОУ «СОШ №17» 8 0 0 0 0 3 5 0 3,6 62,5 100
МАОУ «Городская гимназия №1» 21 0 0 0 2 7 6 6 3,8 57,1 90,5
МАОУ «ЭЛ НОК» 24 0 0 1 0 3 14 7 4,2 87,5 100
ИТОГО 232 0 10 3 18 97 91 26 3,5 50,4 92,2

По результатам мониторинга по математике базового уровня по показателям успеваемости качества знаний и среднему баллу результаты равны или выше средних значений по городу в школах №№1, 5,8,11,17, НОК. Самые низкие показатели успеваемости, качества знаний и среднего балла в школе 14.

Таблица 20

Результаты выполнения заданий мониторинга по математике профильного уровня   

ОО кол-во
уч-ов
MIN
тестовый балл в ОО
MAX
тестовый балл в ОО
кол-во уч-ов,
не преод. мин. порог
ср.

тестовый
балл

МБОУ «СОШ №1» 2 14 14 2 14,0
МБОУ «СОШ №2» 4 18 45 1 29,3
МАОУ «СОШ №5» 15 14 45 3 32,8
МАОУ «СОШ №7 5 18 39 1 27,6
МБОУ «СОШ №8.» 27 14 70 7 37,9
МАОУ СОШ №9 22 23 76 1 41,8
МАОУ «СОШ №11» 24 27 62 0 45,0
МАОУ «СОШ №12» 13 14 68 3 36,8
МАОУ «СОШ №13» 16 9 39 1 30,4
МАОУ «СОШ №14» 3 27 39 0 31,0
МБОУ «СОШ №15» 23 5 70 7 32,0
МБОУ «СОШ №17» 10 14 45 2 32,0
МАОУ «Городская гимназия №1» 17 9 78 2 43,6
МАОУ «ЭЛ НОК» 32 14 76 5 42,3
ИТОГО 213 35 37,6

По результатам мониторинга по математике профильного уровня по показателю среднего тестового балла результаты равны или выше средних значений по городу в школах №№8,9,11, Городская гимназия, НОК. Самые низкий средний тестовый балл в СОШ №1. Отсутствуют обучающиеся, не преодолевшие минимальный порог, в школах №№11,14. Максимальные тестовые баллы выше 70 набрали обучающиеся школ №№ 8,9,15, Городская гимназия, НОК.

Обучающихся, набравших высокие и максимальный тестовый балл, нет. 35 обучающихся не смогли преодолеть минимальный порог по математике профильного уровня, а это значит, что им следует изменить свой выбор в пользу других предметов по выбору. Кроме этого, 34 человека (16%) набрали «пороговый» балл по математике профильного уровня, получение аттестата данный результат гарантирует, однако претендовать на бюджетное место в ВУЗе позволяет результат 39 и выше баллов, таким образом данные учащиеся не смогут участвовать в конкурсе на специальности, где в перечне испытаний указан предмет «математика».

Вывод: результаты технологического мониторинга показали невысокий уровень подготовки обучающихся по математике. Рекомендуется проводить текущую диагностику на уровне ОО, пересмотреть выбор для сдачи ГИА уровня математики у отдельных учащихся, проводить систематическую работу по заполнению бланков, психологам работать с тревожными обучающимися.

Оценка функциональной грамотности

                С 1 апреля до 31 мая 2021 года общеобразовательным учреждениям города открыт  доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Назначение цифровой платформы содействовать ознакомлению педагогов и обучающихся 8-х и 9-х классов с содержанием и форматом заданий по оценке сформированности компетенций по трем направлениям функциональной грамотности: читательской, математической и естественно-научной, включающей:

— формирование банка заданий;

— формирование проекта тренировочных работ;

— прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

— проверку развернутых ответов экспертами;

— накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

Общеобразовательная организация самостоятельно авторизуется при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).  Портал функциональной грамотности позволяет учителям создавать диагностическую работу для своего класса, проводить ее, оценить и осуществлять персональный контроль за прохождением диагностической работы каждым обучающимся. Банк заданий также дает возможность учителю осуществлять выполнение экспертизы работ (заданий), подразумевающих развернутый ответ обучающегося.  После выполнения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями отображается прогресс прохождения работы детьми, а также появляется уведомление о необходимости ее проверки.

При повторном участии в мероприятии обучающихся, которые ранее выполняли тренировочную работу на платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

Формирование у обучающихся общеобразовательных организаций функциональной грамотности находится на постоянном контроле Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, министерства образования Иркутской области и Управлением образования Администрации города Усть-Илимска. Образовательным организациям города предложено активизировать работу в данном направлении.

Статистическая информации об использовании электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности на электронной платформе РЭШ приведена в таблице 21. От 50% до 60% обучающиеся 8-9 классов из девяти общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска воспользовались электронным банком тренировочных заданий. Остальные учреждения (МАОУ «Городская гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 1», МАОУ СОШ № 9, МАОУ «СОШ № 13 имени М.К.Янгеля», МБОУ «СОШ № 15») по разным причинам  не дали обучающимся возможность потренироваться.

Таблица 21

Информация об использовании электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности на электронной платформе РЭШ

 

Наименование ОО

Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность
класс(ы) ко-во класс(ы) ко-во класс(ы) ко-во
МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» 7 19 9 21 7 13
8 16 8 6
9 21 9 19
МБОУ «СОШ № 2» 7-10 15 8-9 8
МАОУ «СОШ № 5» 8-9 24 8-9 71 8-9 16
МАОУ «СОШ № 7 им.Пичуева Л.П.» 8 10 8 10 8 10
МБОУ «СОШ № 8 им.Бусыгина М.И.» 7-11 120 8-9 50 8-9  55
МАОУ «СОШ № 11» 7-9 170 9 45
МАОУ «СОШ № 12»имени Семенова В.Н.  

8-9

 

28

 

8-9

 

31

 

8-9

 

46

МАОУ «СОШ № 14» 8 23
МБОУ «СОШ № 17» 8 24 8 8 8 5
9 5 9 14 9 14
Город Усть-Илимск 7-11 452 8-9 281 7-8 184

Выводы и рекомендации: низкий процент использования электронного банка заданий по нашему городу. Учреждениям: МАОУ «Городская гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 1», МАОУ СОШ № 9, МАОУ «СОШ № 13 имени М.К.Янгеля», МБОУ «СОШ № 15» выявить причины не использования электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности и принять меры к дальнейшему участию на платформе РЭШ.

Обсудить на педагогических советах ОО и ГМО возможность просмотра педагогами процента выполнения заданий каждым из участников в ОО и сделать анализ затруднений по направлениям.

Заведующий сектора мониторинга и оценки

качества образования МКУ «ЦРО» — Е.В.Ахова