Рыцари без страха и упрёка!
РЫЦАРЬ КОНСТРУКТОРСКОЙ МЫСЛИ И ИНЖЕНЕР ДЕТСКИХ ДУШ
Еще об одном рыцаре второй школы готов рассказывать каждый его выпускник. Физик Геныч – Геннадий Илларионович Тарасенко. Перефразируя Маяковского, без ложной скромности, скажем: «Мы говорим физика, подразумеваем — Геннадий Илларионович, мы говорим Геннадий Илларионович, подразумеваем — физика». Мимо этого человека в школе не прошёл ни один ученик. Его предмет хотя и считался очень трудным, но кабинет Геннадия Илларионовича, полностью оборудованный стараниями учителя, опыты на уроке, постоянные лабораторные и кружок «Юный техник» завораживали ребят, и физика становилась для них любимым предметом, несмотря на строгость этого учителя. В 70-е годы поделки кружковцев были удостоены почетных грамот областного и всесоюзного уровня. На выставках юных техников шагал луноход, крутилась ветряная мельница, оживало звёздное небо, демонстрировались электроприборы, созданные усть-илимскими мальчишками под руководством Геннадия Илларионовича, который был не только рыцарем конструкторской и технической мысли, но и инженером детских душ.
Вот как вспоминает о любимом учителе выпускница 1978 года Елена Родькина:
«На уроках Геннадий Илларионович был очень строг. Из окна кабинета физики виден магазин «Ёлочка». Кто-то из учеников заметил, что покупатели несут сетки со стаканчиками.
— Мороженое! – разнеслось мгновенно по классу.
В семидесятые годы эта сладость была большой редкостью в Усть-Илимске. Складчина получилась в мгновение ока. В следующее мгновение ходок уже был около магазина «Ёлочка». Весь класс прилип к окнам. Успеет ли до конца перемены? Успел! Но со звонком! Геннадий Илларионович уже на кафедре. Что делать? Оно же растает!!! И вдруг…
— Ешьте! – звучит его команда. И класс начинает уничтожать заветное лакомство. Стоило оно копейки, у каждого – по 2-3 порции, а урок идет, учитель терпеливо ждет. Вскоре всё было съедено. Наказание не замедлило: смертельно хочется пить! До урока ли! И отпроситься уже как-то неудобно… всему классу. Но на кафедре опять появляется Геннадий Илларионович с графином в руке.
— Пейте!
Никогда бы не поверила, что строгий-престрогий Геннадий Илларионович пожертвует уроком ради нашего удовольствия. Он просто понимал нас».
Говорят, что свято место пусто не бывает. Неправда, ещё как бывает! Вот уже много лет нет с нами человека и педагога Тарасенко Геннадия Илларионовича, и физики, в том понимании, которое он вкладывал в этот предмет, методику его преподавания, тоже, к сожалению, нет…. Да и, физику человеческих отношений между учителем и учеником, основанных на взаимоуважении, полном доверии, при сохранении безоговорочного статуса учителя, без лишних сантиментов и заискиваний с обеих сторон, нам ещё учить и учить.
«ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…» — УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
Во все времена рыцари отстаивали честь прекрасной дамы и свободу Отечества. Кому, как не офицерам, это известно. «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом, за Россию и свободу до конца…»,- в голове звучат строчки из любимой песни Игоря Николаевича Ченчубаева, офицера, первого и единственного военрука школы №2. Они отражали его мировоззрение и понимание смысла жизни настоящего мужчины.
Если в коридорах школы мелькали ребята в пилотках, рубашках защитного цвета с черным галстуком, все знали, что у них сегодня урок НВП, который любили и мальчишки, и девчонки. «Перед началом занятия дежурный по-военному сдает рапорт, затем интересный и обязательно практически значимый, не похожий ни на какой другой урок, где мы отстукиваем морзянку, разбираем и собираем пусть и учебные, но автоматы… А когда построили тир, Игорь Николаевич нас учил стрельбе. С гордостью вспоминаем, как мы командой защищали честь школы в игре «Зарница» на соревнованиях в городе и области, и не раз были первыми…», — рассказывают ученики Игоря Николаевича Ченчубаева. А ещё над всем этим стоял личный мужской пример офицера и учителя, для которого любовь к Родине и слова «совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство» были не пустым звуком.
И для мальчишек, отслуживших срочную и вернувшихся домой, стало своеобразным ритуалом: на следующий день по возвращении из армии первым делом, в «парадке», явиться в родную школу к Игорю Николаевичу, обнять его и крепко пожать ему руку и, конечно, сказать важные для него слова: «Армия – это самое лучшее место для размышлений о своей жизни. Только попав туда, ты начинаешь ценить то, чего раньше не замечал. Спасибо за уроки НВП. Я не боялся службы в армии, потому что необходимые умения и навыки, уважение к службе мне привил любимый военрук».
«Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом, за Россию и свободу до конца…». Слышу эту песню и сразу вспоминаю человека, офицера, учителя Игоря Николаевича Ченчубаева (к сожалению, и его уже нет с нами). Однако «ничто на земле не проходит бесследно..», и одну простую истину — всегда оставаться человеком чести, мужчиной — он, однажды мобилизованный и призванный педагогикой, навсегда передал им, своим ученикам.
ФЕНОМЕН МИХАЛЫЧА
Сколько праздников веселых
Нам с тобой встречать пришлось!
Александр Михалыч, милый,
Мы Вас любим аж до слез!
Это четверостишие найдено в одной из школьных рукописных стенгазет 80-х годов и посвящено учителю физической культуры Александру Михайловичу Федорову. Стихи просты, но сколько в них любви и уважения, что нашло отражение не только в строчках самодеятельных авторов, но и в кратком ёмком имени, которым величают дети, родители, коллеги этого рыцаря волейбольного мяча, заядлого рыбака, надежного друга, юмориста, этого близкого им по духу человека, когда говорят о нем: «Михалыч!». И этим все сказано! Это и отчество, и звание, и статус…
До работы в школе Александр Михайлович Федоров трудился плотником, по вечерам занимался борьбой в спортпавильоне «Старт». К высшей квалификации учителя шел не только через победы своих воспитанников в городских первенствах по волейболу, но и через учебу в педагогическом училище, техникуме физкультуры, на спортфаке пединститута по специализации «Волейбол». Учился и у самих детей, которые о нем говорят так: «Александр Михайлович — это тот человек, который и на тренировке, и на соревнованиях всегда рядом, не упускает ни одного из виду. Он обладает даром волшебного слова, которое помогает поверить в себя и отбросить невзгоды». А коллеги- женщины добавляют: «Михалыч обладает удивительной мужской харизмой». Быть харизматичным означает быть увлеченным. Вот Михалыч навсегда увлечен однажды выбранным делом и невероятно предан ему: будь то семья, школа, дружба, рыбалка… И хотя он сейчас уже не трудится в школе, но остается её постоянным жителем, своеобразным школьным «домовым». Невысокого роста, поджарый, вроде бы ничем не примечательный, но его появление уже в дверях школы, неизменно в своей замечательной шляпе – это всегда бурные эмоции, овации (никакому артисту это не снилось!) Покоряют удивительная энергетика этого человека и магическая сила воздействия на души людей, которым однажды посчастливилось встретить на своем жизненном пути такого человека, как Михалыч. Мы называем сей удивительный факт «Феноменом Михалыча». Откуда это в нём? Быть может, всё дело в его знаменитой шляпе? Но это уже другая история …
Вот и всё, а, может, и не всё?! Смеем надеяться, что ещё появятся в школе рыцари без страха и упрёка, рыцари педагогического дела, которые так же исполнятся духом служения просвещению, как когда-то им исполнились учителя физической культуры Александр Иванович Саенко и Александр Михайлович Федоров, учитель физики Геннадий Илларионович Тарасенко, учитель начальной военной подготовки Игорь Николаевич Ченчубаев, став поистине легендарными, знаковыми фигурами средней школы №2 города Усть-Илимска, о которых можно сказать словами поэта Марка Сергеева: «Высокое имя – Учитель, высокая честь – Педагог».
Авторы: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» Кобыжакова Ольга Александровна и учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2», ветеран педагогического труда Уракова Наталья Дмитриевна
Важно: В тексте сохранены стиль, орфография и пунктуация автора