16 марта 2023 года в рамках городского образовательного форума в МБОУ «СОШ№8 имени Бусыгина М.И.» для членов координационного совета по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в городе Усть-Илимске, а также педагогических работников, занимающихся профориентацией обучающихся, родителей (законных представителей) прошло два мероприятия, посвященных системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Открывая методический семинар, Асташова С.А., директор, отметила, что «Профориентация» — это одно из важных магистральных направлений федерального проекта «Школа Минпросвещения России». И сегодняшний обмен опытом должен стать аудитом деятельности общеобразовательных учреждений по организации профориентационных мероприятий, позволить выявить проблемные зоны, сформулировать вопросы, требующие скорейшего рассмотрения и принятия управленческих решений на уровне города.
Напомним, что одно из основных требований к современной школе, отраженных в обновлённом ФГОС, нацпроекте «Образование», а также в проекте «Школа Минросвещения России» – выстраивание системной работы по самоопределению и профориентации обучающихся. Реализация этого требования предполагает включение в урок профориентационной составляющей; организацию профпроб с использованием платформы «Билет в будущее» и ресурсов разных партнеров; регулярность профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением к ним родителей обучающихся, представителей организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий.
В ходе эдьютона «Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся в структуре реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: опыт работы муниципальных образовательных учреждений» участники мероприятия познакомились с вариантами реализации указанных требований, заслушав выступления Воронковой М.И., заместителя начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию, «Презентация лучших практик организации профориентационных мероприятий, проведенных совместно с родителями, социальными партнерами, организациями и учреждениями города Усть-Илимска»; Даниловой Г.В., учителя английского языка, заместителя директора по УВР МАОУ «СОШ №13 им. М.К Янгеля», Сердюченко Е.В., педагога-психолога МАОУ «СОШ №13 им. М.К Янгеля», «Система вариативной профессиональной ориентации в образовательном учреждении: новые возможности для социализации обучающихся и реализации их профессиональных интересов (опыт организации работы в психолого-педагогическом классе)»; Петровой Т.А., учителя немецкого языка МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», «Роль профильного обучения в профориентации»; Фоминой А.А., методиста МАОУ ДО ЦДТ, «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации школьников: реализация федерального проекта «Билет в будущее» в 2023 году»,; Зуевой Л.М., методиста МАОУ ДО ЦДТ, «Социальное партнёрство как условие успешной организации профориентационной работы с детьми с ОВЗ».
Евстигнеева А.А., заместитель директора МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.», в рамках методического семинара «Организация профессиональных проб на базе образовательной организации» поделилась идеей трансформации профориентационной работы и возможностями проведения профессиональных проб в школе.
На конкретном примере профессиональной пробы по профессии «Хореограф» молодой специалист, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ№8 имени Бусыгина М.И.» Щедрова Т.А. рассказала, как вместе с учащимися разработала концепцию танцевального номера, приуроченного ко Дню матери. Татьяна Александровна отметила, что сразу увидала лидера в группе. Именно Аполлинария, ее ученица, поставила танец на фестиваль талантливой молодежи «коМок». Девушка стала практически вторым хореографом, объединила вокруг себя ребят и занялась постановками творческих номеров.
Щедрова Т.А. представила присутствующим Аполлинарию как свою ученицу и будущую коллегу. Девушка поблагодарила своего наставника и объяснила, что профессиональные пробы лично для нее стали точкой осмысления своей будущей профессии. На методическом семинаре была представлена постановка, которую до этого демонтировали в рамках месячника патриотического воспитания и на весеннем фестивале.
Проведенные мероприятия позволили определить образовательные учреждения, чей опыт организации профориентационной работы возможно тиражировать как на уровне города, так представлять в рамках конкурсных мероприятий, на методических мероприятиях и научных конференциях регионального и федерального уровней.
Фотографии с мероприятия можно посмотреть здесь.
Справочно
Профориентационный минимума в рамках проекта «Школа Минпросвещения России»
Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-11 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Целью разработки и реализации профминимума является обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–11 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Задачи профориентационного минимума:
расширение, систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
выявление уровня сформированности внутренних (мотивационно-личностных) и внешних (знаниевых) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, формирование форматов и средств профориентационной помощи на этой основе;
информирование обучающихся об устройстве рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ);
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов социальной среды, оценки успешности участия в практических мероприятиях, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимися в формировании навыка осознанного выбора;
повышение квалификации ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов).
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 10 часов);
основной уровень (не менее 24 часов);
продвинутый уровень (не менее 32 часов).
Базовый уровень Профориентационного минимума
Для реализации программы базового уровня в образовательной организации необходимо:
1. Определить ответственного специалиста по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, и др.). Данному специалисту необходимо ознакомиться со специализированными информационно-образовательными материалами по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 ак.часов).
2. Специалист определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов (формирует учебные группы).
3. Специалист создает программу профориентационных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
Рекомендовано использовать в программе следующие профориентационные мероприятия:
Профориентационный урок. Специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ» и др.).
Онлайн-диагностику и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики.
Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях общедоступного сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников.
Вариативные мероприятия: проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы.
Основной уровень Профориентационного минимума
Прототипом реализации основного уровня Профориентационного минимума является проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).
Цель реализации основного уровня – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо:
1. Определить ответственного специалиста (педагога-навигатора) по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.).
2. Педагогу-навигатору необходимо пройти подготовку по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, не менее 36 часов)
3. Педагог-навигатор определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов (формирует учебные группы).
4. Педагог-навигатор организует использование специализированной Платформы.
Информирует обучающихся и их родителей о функционале открытого сегмента и организует регистрацию участников.
5. Специалист создает программу профориентационных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
В программе используются следующие профориентационные мероприятия (мероприятия проекта «Билет в будущее»):
Профориентационные уроки;
Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
Групповое консультирование по итогам профориентационных диагностик;
Регистрация участников на платформе;
Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн формате);
Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
В рамках уровня также проводится сбор, мониторинг и анализ количественных и качественных показателей реализации профориентационных программ и мероприятий. Сбор, мониторинг и анализ осуществляется за счет использования платформенных решений в автоматизированном виде.
Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума
Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума полностью повторяет содержание основного уровня. При этом дополнительно к основной программе включает привлечение партнеров для разработки и проведения программы профессиональной ориентации.
В число Партнеров для организации профориентационно значимых активностей, могут быть включены:
ключевые работодатели территориальной среды;
объединения специалистов в разных сферах;
кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации;
объединения волонтеров;
государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;
представители средств массовой информации, “лидеры мнений”;
другие субъекты экономической сферы, общественные объединения, некоммерческие организации.
Участие партнеров может быть реализовано в следующих формах:
Профессиональное обучение для обучающихся 14-18 лет
Профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского отдыха
Конкурсы профессионального мастерства
Системы профильных элективных курсов
Профильные классы
Для реализации всех уровней профориентационного минимума разработаны необходимые методические материалы, диагностический инструментарий, модульные образовательные программы для педагогов-навигаторов, примерная рабочая программа по внеурочной деятельности (в рамках которой возможно проводить описанные мероприятия), организовано методическое сопровождение педагогов-навигаторов со всеми материалами по проведению профориентационных уроков и других школьных профориентационных мероприятий. Также в рамках проекта «Билет в будущее» выстроена широкая сеть партнерских площадок (вузы, ссузы, бизнес-структуры, работодатели), которые являются ресурсными площадками для проведения
профпроб, экскурсий, фестивалей, профобучения и др. Для них также организовано обучение мастеров и методическое сопровождение.