О лучших практиках организации профориентационных мероприятий

16 марта 2023 года в рамках городского образовательного форума в МБОУ «СОШ№8 имени Бусыгина М.И.» для членов координационного совета по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в городе Усть-Илимске, а также педагогических работников, занимающихся профориентацией обучающихся, родителей (законных представителей) прошло два мероприятия, посвященных системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.

Открывая методический семинар, Асташова С.А., директор, отметила, что «Профориентация» — это одно из важных магистральных направлений федерального проекта «Школа Минпросвещения России». И сегодняшний обмен опытом должен стать  аудитом деятельности общеобразовательных учреждений по организации профориентационных мероприятий, позволить выявить проблемные зоны, сформулировать вопросы, требующие скорейшего рассмотрения и принятия управленческих решений на уровне города.

Напомним, что одно из основных требований к современной школе, отраженных в обновлённом ФГОС, нацпроекте «Образование», а также в проекте «Школа Минросвещения России» – выстраивание системной работы по самоопределению и профориентации обучающихся. Реализация этого требования предполагает включение в урок профориентационной составляющей; организацию профпроб с использованием платформы «Билет в будущее» и ресурсов разных партнеров; регулярность профориентационных мероприятий, в том числе с привлечением к ним родителей обучающихся, представителей организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий.

В ходе эдьютона «Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся в структуре реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: опыт работы муниципальных образовательных учреждений» участники мероприятия  познакомились с вариантами реализации указанных требований, заслушав выступления  Воронковой М.И., заместителя  начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию, «Презентация лучших практик организации профориентационных мероприятий, проведенных совместно с родителями, социальными партнерами, организациями и учреждениями города Усть-Илимска»; Даниловой Г.В., учителя английского языка, заместителя директора по УВР МАОУ «СОШ №13 им. М.К Янгеля», Сердюченко Е.В., педагога-психолога МАОУ «СОШ №13 им. М.К Янгеля», «Система вариативной профессиональной ориентации в образовательном учреждении: новые возможности для социализации обучающихся и реализации их профессиональных интересов (опыт организации работы в психолого-педагогическом классе)»;  Петровой Т.А., учителя немецкого языка МАОУ  «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», «Роль профильного обучения в профориентации»; Фоминой А.А., методиста МАОУ ДО ЦДТ, «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации школьников: реализация федерального проекта «Билет в будущее» в 2023 году»,;  Зуевой Л.М., методиста МАОУ ДО ЦДТ, «Социальное партнёрство как условие успешной организации профориентационной работы с детьми с ОВЗ».

Евстигнеева А.А., заместитель директора МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.», в рамках методического семинара «Организация профессиональных проб на базе образовательной организации» поделилась  идеей трансформации профориентационной работы и  возможностями проведения профессиональных проб в школе.

На конкретном примере профессиональной пробы по профессии «Хореограф» молодой специалист, педагог дополнительного образования  МБОУ «СОШ№8 имени Бусыгина М.И.» Щедрова Т.А. рассказала, как вместе с учащимися разработала концепцию танцевального номера, приуроченного ко Дню матери. Татьяна Александровна отметила, что сразу увидала лидера в группе.  Именно Аполлинария, ее ученица, поставила танец на фестиваль талантливой молодежи «коМок». Девушка стала практически вторым хореографом, объединила вокруг себя ребят и занялась постановками творческих номеров.

Щедрова Т.А. представила  присутствующим Аполлинарию как свою ученицу и будущую коллегу. Девушка поблагодарила своего наставника и объяснила, что профессиональные пробы лично для нее стали точкой осмысления своей будущей профессии.  На методическом семинаре была представлена постановка, которую до этого демонтировали в рамках месячника патриотического воспитания и на весеннем фестивале.

Проведенные мероприятия позволили определить образовательные учреждения, чей опыт организации профориентационной работы возможно тиражировать  как на уровне города, так представлять в рамках конкурсных мероприятий, на методических мероприятиях и научных конференциях регионального и федерального уровней.

Фотографии с мероприятия можно посмотреть здесь.

Справочно

Профориентационный минимума в рамках проекта «Школа Минпросвещения России»

Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-11 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Целью разработки и реализации профминимума является обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–11 классов организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Задачи профориентационного минимума:
 расширение, систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
 выявление уровня сформированности внутренних (мотивационно-личностных) и внешних (знаниевых) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, формирование форматов и средств профориентационной помощи на этой основе;
 информирование обучающихся об устройстве рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ);
 формирование у обучающихся компетенций, необходимых для приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов социальной среды, оценки успешности участия в практических мероприятиях, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
 повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимися в формировании навыка осознанного выбора;
 повышение квалификации ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов).
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
 базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 10 часов);
 основной уровень (не менее 24 часов);
 продвинутый уровень (не менее 32 часов).
Базовый уровень Профориентационного минимума
Для реализации программы базового уровня в образовательной организации необходимо:
1. Определить ответственного специалиста по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, и др.). Данному специалисту необходимо ознакомиться со специализированными информационно-образовательными материалами по организации и проведению профориентационной работы в образовательной организации (не менее 6 ак.часов).
2. Специалист определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов (формирует учебные группы).
3. Специалист создает программу профориентационных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
Рекомендовано использовать в программе следующие профориентационные мероприятия:
 Профориентационный урок. Специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться разработанными материалами в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» («Билет в будущее», онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ» и др.).
 Онлайн-диагностику и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников с помощью профориентационной диагностики.
 Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях общедоступного сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников.
 Вариативные мероприятия: проектная деятельность, посещение организаций профессионального образования и работодателей территориальной среды, проведение профориентационной программы.
Основной уровень Профориентационного минимума
Прототипом реализации основного уровня Профориентационного минимума является проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).
Цель реализации основного уровня – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Для реализации программы основного уровня в образовательной организации необходимо:
1. Определить ответственного специалиста (педагога-навигатора) по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.).
2. Педагогу-навигатору необходимо пройти подготовку по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, не менее 36 часов)
3. Педагог-навигатор определяет количество участников профориентационных мероприятий из числа обучающихся 6-11 классов (формирует учебные группы).
4. Педагог-навигатор организует использование специализированной Платформы.
Информирует обучающихся и их родителей о функционале открытого сегмента и организует регистрацию участников.
5. Специалист создает программу профориентационных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, входящих в учебные группы.
В программе используются следующие профориентационные мероприятия (мероприятия проекта «Билет в будущее»):
 Профориентационные уроки;
 Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
 Групповое консультирование по итогам профориентационных диагностик;
 Регистрация участников на платформе;
 Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн формате);
 Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
В рамках уровня также проводится сбор, мониторинг и анализ количественных и качественных показателей реализации профориентационных программ и мероприятий. Сбор, мониторинг и анализ осуществляется за счет использования платформенных решений в автоматизированном виде.
Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума
Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума полностью повторяет содержание основного уровня. При этом дополнительно к основной программе включает привлечение партнеров для разработки и проведения программы профессиональной ориентации.
В число Партнеров для организации профориентационно значимых активностей, могут быть включены:
 ключевые работодатели территориальной среды;
 объединения специалистов в разных сферах;
 кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации;
 объединения волонтеров;
 государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;
 представители средств массовой информации, “лидеры мнений”;
 другие субъекты экономической сферы, общественные объединения, некоммерческие организации.
Участие партнеров может быть реализовано в следующих формах:
 Профессиональное обучение для обучающихся 14-18 лет
 Профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского отдыха
 Конкурсы профессионального мастерства
 Системы профильных элективных курсов
 Профильные классы
Для реализации всех уровней профориентационного минимума разработаны необходимые методические материалы, диагностический инструментарий, модульные образовательные программы для педагогов-навигаторов, примерная рабочая программа по внеурочной деятельности (в рамках которой возможно проводить описанные мероприятия), организовано методическое сопровождение педагогов-навигаторов со всеми материалами по проведению профориентационных уроков и других школьных профориентационных мероприятий. Также в рамках проекта «Билет в будущее» выстроена широкая сеть партнерских площадок (вузы, ссузы, бизнес-структуры, работодатели), которые являются ресурсными площадками для проведения
профпроб, экскурсий, фестивалей, профобучения и др. Для них также организовано обучение мастеров и методическое сопровождение.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий