Краткая информация о единой методике СПТ

Согласно Распоряжению министерства образования Иркутской области от 14 августа 2019 года №475-мр «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Иркутской области в 2019-2020 учебном году с использованием Единой методики социально-психологического тестирования», региональным оператором по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, определен ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» (далее — ЦПРК, региональный оператор).

В соответствии с нормами федерального законодательства раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа.

— социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее-  СПТ);

— профилактические медицинские осмотры (далее ПМО).

В период с 2014 года в рамках СПТ образовательные организации Иркутской области самостоятельно выбирали диагностический инструментарий (из реестра тестов, предложенного региональным оператором) осуществляли анализ результатов (по типовым формам, приказам, актам), проводили профилактическую работу.

С 2019 года процедура, а также подходы к проведению СПТ приобрели существенные изменения. Основные из них обусловлены переходом на единую методическую основу (единую методику) проведения СПТ. Меняется формулировка выводов по итогам проведения СПТ, включающая анализ и оценку соотношения факторов риска и факторов защиты (единая методика позволяет это сделать), достоверность результатов определяется на основе выявления стратегий сопротивления тестированию, учитывается резистентность (сопротивление тестированию).

Единая методика проводится в электронном виде, понятие «анонимности» полностью заменяется на «конфиденциальность», большое внимание уделяется проведению разъяснительной, информационно-мотивационной компании.

Региональным оператором в кротчайшие сроки проведена большая подготовительная работа, разработана тестовая оболочка для проведения электронного тестирования обучающихся, пройдена экспертиза программного продукта, разработана циклограмма проведения СПТ в образовательной организации, сформирован график прохождения обучающимися СПТ по единой методике, план проведения информационно-мотивационной компании по внедрению единой методики СПТ в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, разработаны методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказа от участия с СПТ . Специалистами ЦПРК скорректированы методические рекомендации по внедрению единой методики СПТ в образовательных организациях в 2019-2020 учебном году. Ниже представлена краткая информация о единой методике СПТ.

Единая методика социально-психологического тестирования (далее — ЕМ СПТ, методика) разработана группой авторов ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. ЕМ СПТ апробирована и внедрена в образовательных организациях Пермского края, Волгоградской, Московской, Мурманской, Ростовской, Свердловской областях.

Также с учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).

Методика является опросником и состоит из набора утверждений. При разработке стимульного материала были использованы компилированные и модифицированные вопросы диагностического инструментария Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, В.В. Бойко, С.Н. Ениколопова и Т.И. Медведевой, Н.С.Ефимова, О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, Р.Л. Кричевского, ДА. Леонтьева, ЭВ. Леус и А.Г. Соловьева, Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и СВ. Фирсовой, А.Ш. Тхостова и ЕИ. Рассказовой, БИ. Хасана и Ю.А. Тюменевой, Л.П. Цветковой и др.

Методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Методика выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет. Методика представлена в трех формах:

Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 — 9 классов.

Форма «В- 140» содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 —  1 классов.

Форма «С- 140» содержит 140 утверждений для тестирования студентов среднепрофессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы,

Ограничения использования

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.

К интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ. С этой целью Региональным оператором организована серия обучающих вебинаров. В ходе проведения СПТ, а также во время обработки результатов, специалистами ЦПРК будут проводится очные и дистанционные консультации.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения методики

Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Принцип развития. По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.

Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.

Организация СПТ особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)

В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» освобождение особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), не предусмотрено.

При получении добровольных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, и добровольных информированных согласий обучающихся старше 15-лет, СПТ организуется и проводится с обучающимися, осваивающими адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

При проведении СПТ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в государственных учреждениях для данной категории лиц, в целях снижения психологического напряжения и предотвращения психотравмирующих ситуаций, из опросника исключены утверждения субшкала «Принятие родителями». Обучающиеся, находящиеся под различными формами устройства в замещающих семьях, проходят ЕМ СПТ полностью, т.к. она позволяет оценить взаимоотношения в приемной семье. Перед проведением ЕМ СПТ важно провести с детьми, проживающими в приемных семьях, корректную разъяснительную работу в целях исключения дополнительного психологического травмирования.

Индивидуальные коды будут присваиваться образовательными организациями самостоятельно на основе списков обучающихся, имеющих добровольное информированное согласие на участие в СПТ.

Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за организацию и проведение ЕМ СПТ в соответствии с законом о персональных данных. За разглашение персональных данных наступает ответственность, предусмотренная Российским законодательством. Все файлы с результатами тестирования должны храниться таким образом, чтобы ограничить несанкционированный доступ к базам данных.

Перед проведением электронного тестирования по ЕМ СПТ в соответствии с графиком, лицам, ответственным за его проведение, региональным оператором на электронные адреса, предоставленные для формирования реестра, будут направлены, дополнительные инструкции, индивидуальные логины, пароли и коды доступа.

Заключение по результатам ЕМ СПТ дается на основе двух методик оценки вероятности вовлечения, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга:

— о «повышенной вероятность вовлечения»;

— о «незначительная вероятность вовлечения».

Результаты ЕМ СПТ предоставляются на четырех уровнях детализации:

Уровень образовательной организации: массив данных — индивидуальные результаты (пошкально), результаты по классу, по параллели, организации в целом.

Муниципальный уровень — ОО области (по типу и виду), сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).

Региональный уровень — организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).

Федеральный — организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска), сравнительный анализ по регионам.

По окончании проведения СПТ итоговый акт о его результатах необходимо направить в территориальную организацию здравоохранения, имеющую соответствующую лицензию, для проведения ПМО.

Задачи муниципальных органов управления в сфере образования:

доведение информации регионального оператора по вопросам организации и проведения ЕМ СПТ до руководителей подведомственных образовательных организаций, в которых обучаются лица в возрасте 13 лет и старше;

оказание помощи подведомственным образовательным организациям в организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в электронном формате;

контроль исполнения Федерального закона 120-ФЗ всеми подведомственными общеобразовательными организациями;

оказание помощи подведомственным общеобразовательным организациям в проведении ПМО, в том числе по организации подвоза обучающихся;

оценка общего по муниципалитету контингента обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение;

изучение эффективности профилактической работы на уровне муниципалитета в разрезе подведомственных образовательных организаций;

корректировка состояния профилактической работы на уровне муниципалитета.

Важно понимать, что одной из приоритетных задач проведения СПТ является исполнение федерального законодательства всеми образовательными организациями вне зависимости от их принадлежности, типа и вида.

Перед муниципалитетами и образовательными организациями стоит задача минимизации отказов от тестирования, а также усиления мотивационного воздействия, в том числе социальной значимости прохождения ПМО. Необходима качественная организация и проведение информационно-мотивационных мероприятий с педагогами, родителями, обучающимися, в том числе мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к тестированию.

Для того, чтобы эффективно выстроить информационно-разъяснительную компанию по подготовке к ЕМ СПТ необходимо всех субъектов образовательного процесса условно разделить на З группы.

Первая группа — руководители и коллективы образовательных организаций. От позиции директоров в части трансляции и интерпретации целей и задач проведения ЕМ СПТ в образовательных организациях, их личной заинтересованности, будет зависеть успешность проведения данной работы. Зачастую, для педагогов деятельность в рамках СПТ предполагает дополнительные усилия, что нередко вызывает негативную оценку происходящего.

Вторая группа — родители (законные представители). От их позиции зависит мотивация обучающихся к участию в ЕМ СПТ. Важная составляющая при организации работы с родителями — минимизация опасений родителей за использование результатов ЕМ СПТ против их детей.

Обучающиеся —  третья группа, с которой необходимо провести углубленную подготовительную работу.

Акценты информационной компании

  1. Со всеми перечисленными категориями субъектов образовательных отношений надо достигать двух целей — серьезного отношения к тесту и понимания его необходимости.
  2. Актуализация социального заказа со стороны государства на воспитание детей в образовательных организациях. СПТ — это элемент, позволяющий реализовывать социальный заказ по воспитанию детей.
  3. Одним из показателей процесса воспитания является развитие психологической устойчивости, которая позволяет обучающемуся делать ответственный, самостоятельный выбор в жизни. Сформированность данного показателя позволяет говорить о возможности субъекта решать проблемы социально приемлемым способом. СПТ позволяет оказать обучающимся своевременную необходимую психолого-педагогическую помощь.
  4. ЕМ СПТ — это диагностический инструментарий, позволяющий определить социально-психологический климат в образовательной организации, влияющий на социальную адаптацию и социализацию обучающихся. По результатам ЕМ СПТ будет составляется и корректироваться план воспитательной работы класса, группы, образовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.
  5. Цель руководителей при работе с родителями гарантировать конфиденциальность ЕМ СПТ. Задачи: принятие на своем уровне необходимых управленческих решений. При работе с родителями и обучающимися во время информационно-мотивационной компании рассказать о том, что такое конфиденциальность и какая ответственность возлагается на сотрудников образовательной организации, работающих с конфиденциальной информацией. Режим конфиденциальности, который могут обеспечить руководители, необходимо донести до родителей, которые дают информированные согласия и объяснить, в чем он состоит.
  6. Ключевая задача — получение информированных добровольных согласий. Для этого необходимо качественно подготовить и провести информационную работу, т.к. от ее проведения зависит отношение к методике. Отношение, как и оценка проведенной информационно-разъяснительной компании, будет выражено в количестве полученных согласий.
  7. Методику рентабельно использовать при планировании организации профилактической работы. Что позволяет влиять и вовремя корректировать ситуацию в образовательной организации, а не формально отчитываться ей.
  8. Методика позволяет организацию и планирование индивидуальной работы с обучающимися при выявлении повышенных факторов риска и низких факторах защиты. Это позволяет минимизировать затруднения образовательных организаций в проведении индивидуальной работы.
  9. Методика отходит от оценки обучающегося и акцентирует внимание на рискогенности социально-психологических условий. Выявляет группу обучающихся с повышенной вероятности вовлечения, а не «группу риска». В процессе проведения методики выявляются вопросы и проблемные поля, требующие своего решения.

В ходе проведения СПТ региональным оператором будет осуществляться методическое сопровождение внедрения ЕМ СПТ. В конце сентября — начале октября запланированы вебинары в режиме видеоконференцсвязи для специалистов, ответственных за обеспечение электронного тестирования, а также для педагогов-психологов по вопросам обработки теста и интерпретации полученных результатов.

Консультирование специалистов всех уровней, ответственных за проведение СПТ, осуществляется по электронному адресу: cpnn(@bk.ru (с пометкой «консультация СПТ»), по телефонам: 89021716150 — Маргарита Николаевна Галстян (по организационным вопросам), 89642161982 — Анна Петровна Старкова (по методическим вопросам), 89643523276 — Наталья Юрьевна Дичина (по вопросам обработки и психологической интерпретации результатов теста), 89501458185 — Юрий Ревхатович Басиров (по вопросам подключения к программе, обеспечения программного функционирования).

На сайте регионального оператора цпрк. образованиеЗ8.рф в разделе «Горячая линия по вопросам проведения социально-психологического тестирования» размещена необходимая информация (ссылка: http ://цпрк. образование38.pd)/sveden/budget 15/).

Нормативные документы и методические рекомендации

  • Распоряжение МО Иркутской области (скачать)
  • Циклограмма проведения СПТ по единой методике (ЕМ СПТ) в образовательной организации (скачать)
  • Методические рекомендации по подготовке и проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Иркутской области (скачать)
  • График прохождения обучающимися муниципальных общеобразовательных организаций социально -психологического тестирования в 2019-2020 учебном году по ЕМ СПТ (скачать)
  • План проведения информационно-мотивационной кампании по внедрению по внедрению и реализации ЕМ СПТ обучающихся в Иркутской области в 2019-2020 годах (скачать)
  • Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (скачать)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий