Городские педагогические чтения -2017г., посвященные теме «Новые смыслы метапредметность в образовании» по сложившейся традиции прошли в МАОУ «Городская гимназия №1».
В педагогических чтениях приняли участие 135 педагогических работников и школьных библиотекарей из муниципальных образовательных учреждений: СОШ №1, СОШ №2, СОШ №5, СОШ №8 имени Бусыгина М.И., СОШ №9, СОШ№ 11, СОШ №12 им. Семенова В.Н., СОШ №13 им. М.К.Янгеля, СОШ №15, Городская гимназия № 1, Экспериментальный лицей «Научно – образовательный комплекс»; д/с №17 «Сказка»; д/с №8 «Белочка»; д/с №30 «Подснежник»; д/с № 37 «Солнышко»; д/с №31 «Радуга»; д/с № 14 «Колобок»; д/с № 29 «Аленький цветочек»; д/с №9 «Теремок»; д/с №5 «Солнышко»; д/с №35 «Соболек»; д/с №15 «Ручеек»; д/с № 25 «Зайчик»; д/с № 32 «Айболит»; д/с №18 «Дюймовочка»; СОШ №14 (дошкольные группы); д/с №1 «Чебурашка».
В фойе гимназии были оформлены стенды по тематике проектной деятельности:
- городские методические объединения:
ГМО учителей естественно – научного цикла – «Проектная деятельность в школе в рамках естественных наук» (руководитель Бровкина Н.В.);
ГМО учителей истории и ГМО учителей географии – «Роль ГМО учителей истории, обществознания, МХК, географии в повышении качества образования и профессиональной компетентности педагога» (руководитель Ленская Н.Б.); - учителя ОБЖ Немодрук А.М., СОШ №8 имени Бусыгина М.И. — «Внеурочная деятельность как условие формирования военно-патриотического воспитания»;
- воспитателя Самковой А.П. МБДОУ д/с 17 «Сказка» — «Наша армия сильна, охраняет мир она!»;
- ГМО учителей — ТРИЗовцев — Выставка творческих работ детей, победителей городской выставки «ТРИЗ и Экология: Учусь быть волшебником» (руководитель Мамшанова И.М);
- ГМО школьных библиотекарей мета — выставка «Книга. Читатель. Знание.» (руководитель Куклина Н.Н.).
На открытии педагогических чтений вступительное слово было представлено директору МАОУ «Городская гимназия №1» Емельяновой Н.А.
Наталья Анатольевна в своем выступлении отметила, что термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов
Установленные стандартом новые требования к результатам учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Участников педчтений поздравили учащиеся, победители городских конкурсов песен « «Прогулка по миру», и «Синема, от тебя мы без ума!»: Г.Софья, СОШ №2; В.Виктория, СОШ №1; Ансамбль «Цветные сны», Городская гимназия №1.
Далее работа педчтений была продолжена на 12 секциях по следующим темам:
«Реализация идей ФГОС ДО участниками образовательных отношений;
«Стратегии смыслового чтения»;
«Новые смыслы метапредметности в урочной и внеурочной деятельности»;
«Формирование метпредметных связей средствами предметов естественно — научного цикла»;
«Развитие метапредметных способностей учащихся во внеурочной деятельности по физической культуре»;
«Практико – ориентированный подход в обучении как фактор формирования личностных результатов учащихся»;
«Формирование метапредметных компетентностей на уроках политехнического цикла»;
«Система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательной деятельности в рамках реализации ООП НОО»;
«Проектная деятельность в работе школьных библиотек».
Свой педагогический опыт представили 35 педагогов из 19 образовательных учреждений (школы №№ 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12, 13, лицей, гимназия; д/с №№ 5, 8, 9, 14, 17, 29, 30, 31, 37), из них 12 мастер – классов и 23 доклада с презентациями.
На секциях педагоги активно участвовали в обсуждении вопросов, это говорит о том, что темы выступлений участников педчтений были актуальны и интересны. Слушатели отмечали практическую значимость представленного опыта и возможность использования его в своей практической деятельности.
Во время работы секций слушатели педчтений заполняли дневники, в которых оценивали выступления коллег, и делились мыслями о применении опыта коллег в своей педагогической практике. В результате этой деятельности, слушатели определили докладчиков, чьи выступления вызвали особый интерес:
- Тирских Н.А., МБОУ «СОШ №2, доклад: «Коммуникативное пространство как условие формирования УУД» в виде стендового доклада, в котором приняли участие ее ученики – М.София и К.Анна;
- Суетина Ю.А., МАОУ «Городская гимназия №1», доклад: «Роль интегральной образовательной технологии В.В. Гузеева в индивидуализации обучения по предмету «химия»;
- Кисиленко О.Л., МАОУ «НОК», мастер – класс: «Практико- ориентированный подход как средство формирования метапредметных компетенций»;
- Анпилова Е.Н., МАОУ «СОШ №11», тема: «Коррекционно-развивающая образовательная среда для обучающихся с ОВЗ в 1-ом классе в рамках реализации ФГОС ОВЗ НОО»;
- Чубикова Е.Ю., МАОУ «СОШ №11», доклад: «Коррекционно-развивающая образовательная среда для обучающихся с ОВЗ в 1-ом классе в рамках реализации ФГОС ОВЗ НОО»;
- Данилович А.В., МАОУ СОШ №9, доклад: «Геометрический подход к решению физических задач» (мастер – класс для учителей физики и математики);
- Солодухина Т.Н., МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.», доклад: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников»;
- Алексеева Е.С., МБДОУ д/с № 37 «Солнышко, мастер – класс: »Экспериментальная деятельность дошкольника – эффективная форма познания окружающего мира ребенком»;
- Болтовская Н.В., МБДОУ д/с № 14 «Колобок», мастер – класс: «Инсценирование сказок с использованием кукол – марионеток, как форма работы в ДОУ по развитию нравственных качеств детей старшего возраста»;
- Конюшкина Л.Н., МБДОУ д/с №9 «Теремок», доклад: «Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО».
Докладчиками были четко обозначены и аргументированы для педагогов образовательных учреждений проблемы, имеющие практическую значимость, и предложены способы решения этих проблем. Все работы высокого уровня, достойны внимания педагогической общественности не только города, но и региона.
На заключительном совещании руководители экспертных групп резюмировали работу секций. Сделали выводы об актуальности и важности личного опыта каждого педагога при обмене опытом работы.
20 докладов рекомендовано к публикации в методическом сборнике «Мета -2017».
И.М.Шереметова