Универсальные учебные действия

Аналитическая справка проведения региональной диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности обучающихся   7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска

В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 24.01.2019г. № 25-мр «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области в 2019 году» обучающиеся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска третий год принимают участие  в региональной диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности (далее – диагностика).

Диагностика проходила во всех общеобразовательных учреждениях города  с 19.11 по 26.11.2019 года на добровольной основе. В ней приняли участие 750 семиклассников, что составляет 84% от всех обучающихся 7 класса и на 5% меньше прошлого года.

Текст задания  был доведен до участников в первый день диагностики. Задание выполнялась самостоятельно, вне уроков. Продуктом выполнения индивидуального проекта по теме и по требованиям диагностики являлась презентация, которую каждый участник прикрепил в автоматизированной  системе сопровождения диагностики. 35% детей подгрузили презентации дома и 65% в учреждении.

Каждая презентация оценивалась обученными региональными экспертами по стандартизированным критериям. От нашего города в проверке приняли участие девять экспертов.

Каждый продукт в виде презентации MS Power Point оценивался по восьми критериям по дихотомической шкале, с выбором «да/нет». «Да» соответствует 1 балл, «нет» — 0.

В таблице № 1 представлены  показатели по критериям в сравнении с прошлым годом и областью

Таблица № 1

Показатели по критериям оценивания  учащихся общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска

критерия

 

Критерии оценивания

в %
область город
2018 2019
1 Указана тема проекта 96 99 97
2 Указано не менее двух обоснований для вывода 55 77 60
3 Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями 44 62 50
4 Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован) 63 76 70
5 Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет 57 63 67
6 Слайды (кроме титульного) содержат заголовки 87 94 89
7 Выполнены рекомендации к оформлению презентации (выдержаны шрифты, цветовое решение, количество слайдов)  

76

 

76

 

75

8 Удержана задача диагностики 47 61 54

В таблице видно, что семиклассники этого года хуже справились с диагностикой, чем прошлогодние. Все критерии, за исключением пятого, выполнены меньше от 1% до 17%. Если выполнение критериев сравнивать со средними по области, то наши семиклассники по всем критериям выше: от 1% до 10%, кроме седьмого (на 1% меньше).

В приложении представлены результаты диагностики по критериям в разрезе общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска.

Критерии 1, 6 и 7 позволяют диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД в области использования информационно-коммуникационных технологий, в частности умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникативных учебных задач, в том числе: создание презентаций, являющееся одним из элементов приобретаемого опыта проектной деятельности, а также регулятивных УУД, таких как «умение….осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований (п.1.2.4. ПООП ООО).

Критерий 1, требующий указание темы проекта, показало 97% учащихся школ города. По этому критерию самый высокий показатель, на 1% выше области, но на 2% меньше прошлого года. 100% выполнения критерия один показали учащиеся гимназии, школ №№ 1, 5, 8, 9, 15, 17; остальные более 90%.

Критерий 6 (указаны заголовки к слайдам), касающийся правил предоставления информации в форме презентации.  Учащиеся города выполнили данный критерий на 2% больше, чем областной, но на5% меньше, чем в прошлом году. В учреждениях №№ 1, 2, 9 и 17 по одному учащемуся не справились с этим критерием. 90% и 91% показали учащиеся гимназии и школы № 11, учащиеся из остальных учреждений — более 80%.

Критерий 7 позволяет выявить  умение правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации, представлен на уровне 75%, что на 1% меньше, чем по области и прошлому году. Учащиеся из семи учреждений показали более 70%, из четырех учреждений – более 80%. Следует обратить внимание на формирование данных умений школам №№ 7, 12 и 15, где более 50% не справились с этим критерием.

Критерий 2 (указание обоснований) показывает умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение). Средний показатель по этому критерию составил 60%, что на 5% больше областного, но на 2% меньше прошлого года.  Стоит задуматься, 40 процентов учащихся не умеют целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, особенно в учреждениях НОК, школах №№ 12, 14, 5. Наибольший процент выполнения по данному критерию (от 70 до 86%) у учащихся из школ №№ 2, 8, 9 и гимназии.

Критерий 3 (наличие выводов в соответствии с приведенными обоснованиями) позволяет определить уровень  сформированности коммуникативного умения создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. 50 процентов учащихся города умеют это делать, это на 6% больше, чем по области, но на 12% меньше прошлого года. От 28% до 36% этот показатель показали учащиеся  школ №№ 5 и 14 и НОК; в пяти учреждениях (школах №№ 11, 12, 13, 7, 15) этот показатель  от 40 до 49%, в остальных, шести учреждениях,  выше среднего по городу.

Критерий 4 демонстрирует уровень сформированности умения выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов  (п.1.2.4 ПООП ООО). 70% учащихся успешно справились с этим критерием.  На 7% этот показатель выше областного, но на 6% ниже прошлого года. Самый низкий процент – 57  показали учащиеся школы № 7.

Критерий 5  позволяет выявить уровень культуры пользования источниками информации в соответствии с законом об авторском праве. 67% учащихся города умеют использовать информацию с учетом этических и правовых норм. Единственный критерий, по которому учащиеся этого года справились лучше (на 4%), чем в прошлом году. И выше областных значений на 10%. Самый низкий процент – 43, показали учащиеся школы № 15.

Критерий 8 (удержание задачи диагностики), как регулятивное умение определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи и сверять свои действия с целью, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (п.1.2.4. ПООП ООО) и коммуникативное умением аргументировать свою точку зрения по городу представлен на уровне 54%, что на 7% ниже показателей 2018 года и выше областного показателя. От 28 до 50 процентов семиклассников из семи учреждений города (НОК, школы №№ 11,12, 14, 5, 13, 15) не смогли удерживать задачу диагностики.

Выводы и рекомендации

В диагностике приняли участие 750 семиклассников города Усть-Илимска, что составляет 84% от общего количества обучающихся данной параллели. Т.е. у большинства учащихся седьмых классов сформировано регулятивное умение самостоятельно определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей, ставить цель деятельности на основе определенной учебной задачи и составлять план решения проблемы. Так же позволяет сделать вывод, что в нашем муниципальном образовании высокий уровень сформированности коммуникативных УУД, относящихся к компетентности в использовании ИКТ, показатели которых фиксируются на отметке от 75 до 97%.

Анализ статистических результатов диагностики показал, что на протяжении двух лет семиклассники города испытывают трудности:

  • правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации (25%);
  • уметь целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать свое мнение (40%);
  • формировать выводы на основе использованной информации (50%)
  • уметь выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов (30%);
  • пользоваться источниками информации в соответствии с законом об авторском праве (33%);
  • выполнять в полном объеме критерий по удержанию задачи диагностики (46%).

Рекомендовать городским методическим объединениям и городскому научно-методическому совету проанализировать результаты диагностики в динамике, выявить проблемные зоны и разработать меры по совершенствованию методов отработки диагностируемых умений.

Рекомендовать руководителям общеобразовательных учреждений города обсудить результаты диагностики по каждому учреждению, выявить возможные взаимосвязи с контекстными данными (доступ к сети Интернет, наличие необходимого количества компьютеров, возможность использования компьютеров в свободное от уроков время, курсы переподготовки педагогических работников ИКТ и др.) и принять меры по устранению причин, препятствующих достижению удовлетворительных результатов.

Результаты диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска в 2019 году <скачать …>

Е.В.Ахова, зав.сектором мониторинга и оценки качества

образовательных услуг МКУ «ЦРО»