Универсальные учебные действия
Аналитическая справка проведения региональной диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска
В соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области от 24.01.2019г. № 25-мр «О проведении мероприятий, направленных на исследование качества образования в Иркутской области в 2019 году» обучающиеся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска третий год принимают участие в региональной диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности (далее – диагностика).
Диагностика проходила во всех общеобразовательных учреждениях города с 19.11 по 26.11.2019 года на добровольной основе. В ней приняли участие 750 семиклассников, что составляет 84% от всех обучающихся 7 класса и на 5% меньше прошлого года.
Текст задания был доведен до участников в первый день диагностики. Задание выполнялась самостоятельно, вне уроков. Продуктом выполнения индивидуального проекта по теме и по требованиям диагностики являлась презентация, которую каждый участник прикрепил в автоматизированной системе сопровождения диагностики. 35% детей подгрузили презентации дома и 65% в учреждении.
Каждая презентация оценивалась обученными региональными экспертами по стандартизированным критериям. От нашего города в проверке приняли участие девять экспертов.
Каждый продукт в виде презентации MS Power Point оценивался по восьми критериям по дихотомической шкале, с выбором «да/нет». «Да» соответствует 1 балл, «нет» — 0.
В таблице № 1 представлены показатели по критериям в сравнении с прошлым годом и областью
Таблица № 1
Показатели по критериям оценивания учащихся общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска
№
критерия |
Критерии оценивания |
в % | ||
область | город | |||
2018 | 2019 | |||
1 | Указана тема проекта | 96 | 99 | 97 |
2 | Указано не менее двух обоснований для вывода | 55 | 77 | 60 |
3 | Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями | 44 | 62 | 50 |
4 | Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован) | 63 | 76 | 70 |
5 | Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет | 57 | 63 | 67 |
6 | Слайды (кроме титульного) содержат заголовки | 87 | 94 | 89 |
7 | Выполнены рекомендации к оформлению презентации (выдержаны шрифты, цветовое решение, количество слайдов) |
76 |
76 |
75 |
8 | Удержана задача диагностики | 47 | 61 | 54 |
В таблице видно, что семиклассники этого года хуже справились с диагностикой, чем прошлогодние. Все критерии, за исключением пятого, выполнены меньше от 1% до 17%. Если выполнение критериев сравнивать со средними по области, то наши семиклассники по всем критериям выше: от 1% до 10%, кроме седьмого (на 1% меньше).
В приложении представлены результаты диагностики по критериям в разрезе общеобразовательных учреждений города Усть-Илимска.
Критерии 1, 6 и 7 позволяют диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД в области использования информационно-коммуникационных технологий, в частности умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникативных учебных задач, в том числе: создание презентаций, являющееся одним из элементов приобретаемого опыта проектной деятельности, а также регулятивных УУД, таких как «умение….осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований (п.1.2.4. ПООП ООО).
Критерий 1, требующий указание темы проекта, показало 97% учащихся школ города. По этому критерию самый высокий показатель, на 1% выше области, но на 2% меньше прошлого года. 100% выполнения критерия один показали учащиеся гимназии, школ №№ 1, 5, 8, 9, 15, 17; остальные более 90%.
Критерий 6 (указаны заголовки к слайдам), касающийся правил предоставления информации в форме презентации. Учащиеся города выполнили данный критерий на 2% больше, чем областной, но на5% меньше, чем в прошлом году. В учреждениях №№ 1, 2, 9 и 17 по одному учащемуся не справились с этим критерием. 90% и 91% показали учащиеся гимназии и школы № 11, учащиеся из остальных учреждений — более 80%.
Критерий 7 позволяет выявить умение правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации, представлен на уровне 75%, что на 1% меньше, чем по области и прошлому году. Учащиеся из семи учреждений показали более 70%, из четырех учреждений – более 80%. Следует обратить внимание на формирование данных умений школам №№ 7, 12 и 15, где более 50% не справились с этим критерием.
Критерий 2 (указание обоснований) показывает умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение). Средний показатель по этому критерию составил 60%, что на 5% больше областного, но на 2% меньше прошлого года. Стоит задуматься, 40 процентов учащихся не умеют целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, особенно в учреждениях НОК, школах №№ 12, 14, 5. Наибольший процент выполнения по данному критерию (от 70 до 86%) у учащихся из школ №№ 2, 8, 9 и гимназии.
Критерий 3 (наличие выводов в соответствии с приведенными обоснованиями) позволяет определить уровень сформированности коммуникативного умения создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. 50 процентов учащихся города умеют это делать, это на 6% больше, чем по области, но на 12% меньше прошлого года. От 28% до 36% этот показатель показали учащиеся школ №№ 5 и 14 и НОК; в пяти учреждениях (школах №№ 11, 12, 13, 7, 15) этот показатель от 40 до 49%, в остальных, шести учреждениях, выше среднего по городу.
Критерий 4 демонстрирует уровень сформированности умения выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов (п.1.2.4 ПООП ООО). 70% учащихся успешно справились с этим критерием. На 7% этот показатель выше областного, но на 6% ниже прошлого года. Самый низкий процент – 57 показали учащиеся школы № 7.
Критерий 5 позволяет выявить уровень культуры пользования источниками информации в соответствии с законом об авторском праве. 67% учащихся города умеют использовать информацию с учетом этических и правовых норм. Единственный критерий, по которому учащиеся этого года справились лучше (на 4%), чем в прошлом году. И выше областных значений на 10%. Самый низкий процент – 43, показали учащиеся школы № 15.
Критерий 8 (удержание задачи диагностики), как регулятивное умение определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи и сверять свои действия с целью, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (п.1.2.4. ПООП ООО) и коммуникативное умением аргументировать свою точку зрения по городу представлен на уровне 54%, что на 7% ниже показателей 2018 года и выше областного показателя. От 28 до 50 процентов семиклассников из семи учреждений города (НОК, школы №№ 11,12, 14, 5, 13, 15) не смогли удерживать задачу диагностики.
Выводы и рекомендации
В диагностике приняли участие 750 семиклассников города Усть-Илимска, что составляет 84% от общего количества обучающихся данной параллели. Т.е. у большинства учащихся седьмых классов сформировано регулятивное умение самостоятельно определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей, ставить цель деятельности на основе определенной учебной задачи и составлять план решения проблемы. Так же позволяет сделать вывод, что в нашем муниципальном образовании высокий уровень сформированности коммуникативных УУД, относящихся к компетентности в использовании ИКТ, показатели которых фиксируются на отметке от 75 до 97%.
Анализ статистических результатов диагностики показал, что на протяжении двух лет семиклассники города испытывают трудности:
- правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации (25%);
- уметь целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать свое мнение (40%);
- формировать выводы на основе использованной информации (50%)
- уметь выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных факторов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме в виде плана или тезисов (30%);
- пользоваться источниками информации в соответствии с законом об авторском праве (33%);
- выполнять в полном объеме критерий по удержанию задачи диагностики (46%).
Рекомендовать городским методическим объединениям и городскому научно-методическому совету проанализировать результаты диагностики в динамике, выявить проблемные зоны и разработать меры по совершенствованию методов отработки диагностируемых умений.
Рекомендовать руководителям общеобразовательных учреждений города обсудить результаты диагностики по каждому учреждению, выявить возможные взаимосвязи с контекстными данными (доступ к сети Интернет, наличие необходимого количества компьютеров, возможность использования компьютеров в свободное от уроков время, курсы переподготовки педагогических работников ИКТ и др.) и принять меры по устранению причин, препятствующих достижению удовлетворительных результатов.
Результаты диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций города Усть-Илимска в 2019 году <скачать …>
Е.В.Ахова, зав.сектором мониторинга и оценки качества
образовательных услуг МКУ «ЦРО»