Родительская поддержка детей-выпускников
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
В школах России начинаются выпускные экзамены: основной государственный экзамен, единый государственный экзамен.
Выпускники испытывают при сдаче экзаменов следующие возможные трудности:
1) процессуальные. Они обусловлены недостаточным знакомством с процедурой, отсутствием опыта сдачи экзаменов;
2) личностные. Они обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями;
3) познавательные. Они связаны с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями.
Поэтому от взрослых учащиеся выпускных классов ждут определенную помощь. А именно:
— проигрывание ситуации экзамена и помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности;
— получение информации о государственных экзаменах, акцентирование их позитивных сторон;
— помощь в выработке адекватной самооценки;
— понижение субъективной значимости экзаменов и работа с экзаменационной тревожностью;
— содействие в выстраивании жизненных планов и стратегии на успех.
Изменения приказов о сдаче ОГЭ, ЕГЭ, постоянно меняющиеся правила заполнения бланков и вариантов тестовых заданий и много других моментов, касающихся экзаменов, тревожат учащихся, их родителей и учителей.
ЕГЭ вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей. ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость. Выпускник, находясь в постоянном волнении, напряжении, испытывая повышенные умственные нагрузки, имеет все шансы впасть в состояние, которое может не только существенно снизить работоспособность, ухудшить самочувствие и снизить самооценку, но и блокировать так необходимые для сдачи экзамена возможности учащегося.
Учащиеся 9-х классов более спокойно относятся к государственному экзамену, так как он в большинстве случаев является для них всего лишь проверкой актуального уровня знаний, своих возможностей, своеобразной репетицией ЕГЭ.
Очевидную иррациональность, ощущение беспомощности, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с пред-чувствием грозящей опасности — именно эти чувства наши дети испытывают пе-ред сдачей экзамена. Многие уверены, что результат экзамена повлияет на отношение к ним других людей, в первую очередь родителей.
По наблюдениям психологов, негативные психологические состояния у школьников наблюдаются задолго до начала экзаменов и нарастают, достигая максимума к моменту испытания. При этом могут наблюдаться острые невротические реакции.
Зачастую родители переживают экзамены своих детей гораздо острее, чем свои.
Задача родителей: создать оптимальные комфортные условия для подготовки выпускника и помогать ему. В чем заключается помощь?
1. «Заражайте» своего ребенка самообладанием. Управление своим состоянием, настроением родителем помогает старшекласснику самоорганизовываться.
2. Разговаривайте с ребенком о разном, смотрите вместе на мир широким взглядом. «Зацикливание» на процессе подготовки и результатах экзаменов по-вышает тревожность, снижает память, ограничивает мышление. Вследствие, теряется быстрота, гибкость, оригинальность и разработанность в решении тестовых заданий, творческих задач.
3. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Тактично вместе с ним отра-ботайте здоровый режим дня, исходя из правила: интеллектуальный труд будет продуктивным только при чередовании разных видов деятельности, 8 часовом сне.
4. Обеспечьте здоровое и своевременное питание.
5. Личным примером показывайте ежедневные занятия физкультурой, активные прогулки на свежем воздухе (лыжи, ходьба, футбол и др.). Совместные физкультурно-оздоровительные занятия дают благодатную возможность еще и для общения друг с другом. И вы с большим теплом будете об этом вспоминать.
6. Актуализируйте или освойте вместе приемы и способы релаксации:
— водные процедуры, баня, массаж;
— слушание классической музыки;
— любование красотой (природа, фильм и др.).
7. Верьте в ребенка. Каждый день, независимо от успехов, говорите ему: «Умный! Красивый! Все идет наилучшим образом!».
У ребенка должна быть постоянная уверенность, что родители — это надежная поддержка, что они принимают, понимают во всех ситуациях.
8. Помните, что желание сделать ребенка исполнителем родительских ам-биций и мечтаний, приведет к сложностям. Плодами такого воспитания могут две перспективы. Либо вырастут люди без своей воли к жизни, равнодушные и скептически настроенные. Либо перфекционисты: ненасытные, не готовые понизить планку, желающие все и сразу. Женщине будет легче — она имеет выбор, привыкла комбинировать роли. Женщине легче быть посередине, она спокойнее переносит неуспех, переключается на другую работу, менее престижную, хуже оплачиваемую. А мужчине свойственно иметь одну цель, и не достичь ее — значит, не состояться.
У ребенка своя жизнь, свои выборы и никакие распрекрасные родители не могут и не имеют права заменять человеку мир.
9. Сравнивать результаты экзаменов своего ребенка с результатами ровесников нельзя. Экзамен — это не только объективная оценка труда ребенка, это и влияние множества факторов. Например, сиюминутное физическое состояние, шум за окном, неблагоприятная обстановка в семье и в классе, неудачный личный опыт и др.
Возможные стрессовые ситуации при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями нервно-психической устойчивости ученика. Состояние, в котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом развития». Перед учащимися стоят несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость.
Несмотря на юношеский оптимизм, нашим учащимся просто необходима стабильная обстановка в процессе подготовки к экзаменам, понимающие родители и педагоги.
Желаем родителям и учителям запастись тактом, понимаем и доверием к выпускникам, а ребятам — чтобы стресс, возникающий в процессе подготовки и сдачи экзаменов был исключительно конструктивным, помогающим мобилизо-вать все свои интеллектуальные, психические и физические ресурсы для получения максимально высокого результата.
Копылова Е.В.,
руководитель ГМО педагогов-психологов