Психолог — выпускникам
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Эдуард Асадов
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Подготовка к экзамену
- Оборудуй себе удобное, эргономичное, эстетичное рабочее место для занятий. Поддерживай в нем необходимый порядок. Чем меньше раздражающих факторов — тем легче сконцентрироваться на учебе. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
- Стань профессиональным тайм-менеджером: организуй свое время так, чтобы в сутки вошли учеба, хобби, общение, 8 часов сна, помощь родителям. Чередуй свои жизненные занятия.
- Составь план подготовки по каждому предмету: в какие дни, в какое время, какие разделы и темы ты будешь прорабатывать. Планирование снижает нервозность при интенсивном образе жизни. Определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Посещай все консультации с педагогами. возникают вопросы — спрашивай, звони компетентным специалистам. Стесняться в данном случае нельзя. Твоя задача — получить ответ.
- Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
- Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
- Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, поддерживай себя позитивными утверждениями. Чем чаще, тем лучше. Например:
— Я умный и красивый.
— Я очень смелый и сильный.
— У меня неиссякаемый потенциал.
— У меня прекрасная память.
— У меня все идет наилучшим образом.
- Нарисуй себе картину триумфа или сделай такой коллаж. Повесь — и это сбудется.
- При возникновении трудностей применяй такие приемы, как
— переключение: подумай о другом, займись другой деятельностью — неприятное переживание пройдет;- сравнение. Сравни свое состояние с состоянием и положением других людей. Есть люди, у которых оно более тяжелое, чем у тебя;
— возрождение радости. Вспомни радостное событие, смешную историю, анекдот. Смех — противоядие стрессу;
— интеллектуальная переработка. вспомни, спроси, найди притчу или фразеологизм о твоей ситуации, состоянии. Например, «Нет худа без добра», «Две стороны медали»;
— физическая разрядка: физическая работа, упражнения, танцы;
— эмоциональная разрядка: слушание любимой музыки, занятия хобби, разговор с близким человеком. - Справляйся с ленью своевременно. Нежить себя тоже надо после интеллектуальных и эмоциональных нагрузок.
- Улыбайся, будь доброжелательным — и в ответ тебе от окружающих будет тоже солнечным.
- Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
- Потренируйся в четком написании печатных букв.
- Познакомься со своими правами во время ОГЭ, ЕГЭ. Аппеляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов (но не по содержанию заданий в КИМах).
Накануне экзамена
- — побеседуй в роли психолога с другом, который очень волнуется перед экзаменом. Уравновесишь состояние друга — и сам станешь более спокойным;
- -сделай что-то полезное и приятное для других — твоя самооценка повысится, настроение и уверенность тоже;
- — нарисуй «Портрет своих эмоций». Когда мы видим свои эмоции — мы ими можем управлять, а значит, изменять.
Успешная тактика тестирования
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!
Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо! Будь внимателен!
- В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
- Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ОГЭ, ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
- Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
- Действуй уверенно! Времени хватит для того, чтобы ответить. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты уверен, пропусти те, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
- Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки. Мысли позитивно! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
- Самое главное – успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!
Помни, что экзамен — это одно из череды жизненных испытаний. Ты старался — и вдруг получил баллы, ниже ожидаемых, или не сдал экзамен. Это не провал. Можно пройти вторую попытку. Проанализируй причины. Выговорись близким. В любом случае ты получил положительный опыт преодоления трудностей. Впереди придется решать много разных задач, и ты уже знаешь некоторые способы их решения.
Помни:
— ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
— ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.
После выполненной работы, экзамена обязательно себя поблагодари. Есть возможность — сделай себе подарок — съешь шоколадку. Удачи тебе!
Копылова Е.В.,
руководитель ГМО педагогов-психологов