Педагогические мысли прошлого и настоящего (тезисы, идеи педагогов — гуманистов)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)

Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики.

Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Цитаты К.Д.Ушинского:

  • «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра».
  • «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».
  • «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
  • «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
  • «Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея».
  • «Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа».
  • «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

 

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира.

Л.Н.Толстой в своих трудах говорил о проблеме нравственного воспитания, поиска человеком смысла жизни. Он утверждал о том, что родители должны воспитывать у детей любовь к труду, заботиться о всестороннем развитии детей. От природы у детей нет отрицательных качеств и недостатков, они возникают под влиянием внешней среды, неправильного воспитания». Он считал, что главным условием семейного воспитания детей является здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними.

Лев Николаевич в своих трудах писал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию». «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Советы учителям Л.Н.Толстого:

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» — это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах: доверия к ребенку, получение знаний без принуждения, воспитания без наказаний, сотрудничество родителей, учителей и детей, высокая нравственность, труд как творчество, свобода выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственность за свой выбор.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали: воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой, соотношение индивидуального и коллективного воспитания, развитие творческого начала у детей, семейная педагогика, взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания. Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Цитаты В.А. Сухомлинского:

  • «В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу».
  • «Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью».
  • «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
  • «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин».
  • «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
  • «Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе».
  • «Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины».
  • «Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие».
  • «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».
  • «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети».

 

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999)

Дмитрий Сергеевич Лихачев — советский и российский филолог,  культуролог, искусствовед, академик РАН.

Д.С.Лихачев рассматривал процесс воспитания и образования как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества.

Образование Д.С.Лихачв не мыслил без воспитания. «Главная цель средней школы – воспитание. Образование должно быть подчинено воспитанию. Воспитание – это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере.

Воспитание патриотизма и гражданственности является важным направлением педагогических раздумий Д.С.Лихачева. Решение этих педагогических задач ученый связывает с современным обострением проявления национализма в молодежной среде. Национализм – страшное бедствие современности. Его причину Д.С. Лихачев видит в недостатках образования и воспитания: народы слишком мало знают друг о друге, не знают культуры своих соседей; много мифов и фальсификаций в исторической науке. Обращаясь к молодому поколению, ученый говорит о том, что мы еще не научились по- настоящему различать патриотизм и национализм («зло маскируется под добро»).

Истинный патриотизм состоит не только в любви к своей Родине, но и в том, чтобы, обогащаясь самому культурно и духовно, обогащать другие народы и культуры. Национализм, отгораживая стеной от других культур собственную культуру, иссушает е. Национализм, по мысли ученого, – это проявление слабости нации, а не ее силы.
Лихачев рассматривал личность как носителя ценностей и условие их сохранения и развития; в свою очередь ценности являются условием сохранения индивидуальности личности. Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне – человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Педагогические идеи Д.С.Лихачева:

  • идея Человека, его духовных сил, способности к совершенствованию по пути добра и милосердия, его стремления к идеалу, к гармоническому сосуществованию с окружающим миром;
  • идея возможности преобразования духовного мира человека посредством русской классической литературы, искусства;
  • идея Красоты и Добра;
  • идея связи человека с его прошлым – вековой историей, настоящим и будущим. Осознание идеи преемственности связи человека с наследием его предков, обычаями, жизненным укладом, культурой, развивает у школьников представление об Отечестве, долге, патриотизме;
  • идея самосовершенствования, самовоспитания;
  • идея формирования нового поколения российских интеллигентов;
  • идея воспитания толерантности, ориентации на диалог и сотрудничество;
  • идея освоения учеником культурного пространства через самостоятельную, осмысленную мотивированную учебную деятельность.

Нравственный кодекс третьего тысячелетия, представленный Д.С.Лихачевым:

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

 

Симон Львович Соловейчик (1930-1996)

Симон Львович Соловейчик — российский публицист, педагог и философ.

Учение и воспитание Симон Соловейчик не сопрягает так жестко, как это было принято на протяжении ХХ века, а рассматривает с разных позиций. Он склоняется к мысли, что не образование автоматически влечет за собой нравственный рост, а, наоборот, нравственность определяет потребность человека в образовании. Внимание к ближнему и внимание к наукам, как правило, сопутствуют и усиливают друг друга. Но если в обучении можно дать более или менее четкую схему успеха (и то — для конкретного человека), то измерить человеческие чувства нельзя. Сознание современного цивилизованного человека толкает его к мысли, что есть технологии, позволяющие «быстро и комфортно» избавляться от любых проблем — в том числе педагогических.
Соловейчик призывает думать о ребенке только хорошее: «ничего дурного о ребенке, ни в глаза ему, ни за глаза», чтобы представление о себе у него было хорошим. Многие взрослые в должной мере не задумываются о том, что они являются художниками, создающими образ ребенка — в первую очередь, в сознании самого ребенка.

В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест Человек Свободный, в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободный ребенок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга Педагогика Для Всех, где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Его идеи воспитания сердца, ума и духа одновременно – это воспитание «свободного человека». Его известная фраза «…детей не надо воспитывать, с ними надо дружить» — хорошо известна в педагогических кругах.

Именно она послужила постулатом «педагогики сотрудничества», концепция которой лежит в совместно развивающей деятельности взрослых и детей.

Цитаты С.Л.Соловейчика:

  • Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков.
  • Воспитание без замечаний — лучшее, что вы можете дать своим детям.
  • Способности — материал, характер — возможность воспользоваться этим материалом.
  • Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берётся первый пришедший в голову пример «удачного ребёнка» и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться.
  • Единственный вид свободы, который нельзя заменить иллюзией, — это творчество.

 

Альберт Анатольевич Лиханов (1935)

Альберт Анатольевич Лиханов — советский, затем российский детский и юношеский писатель, общественный деятель. Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.

Нравственные представления, характер лихановского поколения сформировали испытания военной поры. Значительную роль в творческом становлении А.Лиханова сыграла его исследовательско-составительская деятельность. Он раньше других почувствовал именно среди молодёжи жажду подлинности, стремление заглянуть за «хрестоматийный глянец». Драматическая педагогика А.Лиханова — «его нравственный манифест». Основное внимание в книге уделено миру современного подростка, проблемам формирования его личности, взаимоотношениям взрослых и детей. «Своей главной темой и аудиторией, — говорит писатель, — я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

А.Лиханов анализирует многочисленные исповеди читателей и приходит к заключению: отставание потребностей духовных от потребностей материальных, ложная престижность, погоня за миражами псевдоидеалов, разъедающие взрослый мир, неизбежно губительно сказываются и на детском мире. Писатель не даёт готовых рецептов, а предлагает думать вместе с ним над сложными проблемами и искать выход сообща, помня о том, что каждый человек — «сознательный творец собственной биографии». Он связывал её с переломом в нравственной сфере народной жизни и, как следствие, с решительным и бесповоротным изменением положения сирот. Лиханов самокритично заявлял: «все мы, весь народ, вся нация, должны испытывать сегодня стыд перед детьми. Стыд за несделанное, за наши взрослые отговорки. Полагаю, стыд вполне может быть действенным двигателем общественного самоочищения, самообновления».

Очень резко отзывается А. Лиханов о нашей действительности: «Мы живём в чёрное для человека время». Это время угасания нации, которая, как и государственная власть, начала войну с собственными детьми: «детство в России, его настоящее положение — это без всяких метафор современная трагедия. Сокращение, нездоровье, социальная беззащитность, умирание детства — это вымирание нации.

А.А. Лиханов предупреждает о масштабах национальной трагедии, которую не хотят замечать, приводит ужасающую статистику, свидетельствующую о том, что «стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили резкий рост детской безнадзорности и беспризорности».

Высказывания А.А.Лиханова:

  • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно. («Благие намерения»)
  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят.А правду простить не могут. («Мой генерал»)
  • Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. У всякого детства свои глаза. (« Собрание сочинений в четырех томах»)
  • Педагогика выше приказов, это одно из ее преимуществ. За это я и почитаю свою профессию. Здесь надо сердцем. Это внушали нам в институте. Педагогика – форма творчества. Только вот сердцем-то выходит не у каждого – тут уж кому что дано. Тогда как с творчеством? Так что приказ в школе – обстоятельство щекотливое, творческому решению, пусть непривычному, может повредить, а бесталанному – помочь.