Заседание городского методического объединения учителей математики: «Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования в условиях ФГОС ООО»

12 апреля 2018 года в МАОУ «СОШ №7 имени Пичуева Л.П.» в рамках VIII образовательном  форуме города Усть-Илимска «Духовно-нравственная образовательная среда: диалог культур»  состоялось заседание городского методического объединения учителей математики в форме педагогической гостиной  «О, математика земная, гордись прекрасная собой» и мастер-класса «Мастер-класс «Модуль одного дня». В работе заседания приняли участие представители педагогического сообщества учителей математики г. Усть-Илимска.

В рамках заседания была организована работа двух секций: патриотического и эстетического воспитания.

Работу секции патриотического воспитания представляли Фёдорова Е.И. и содокладчик Смирнова И.В., учителя математики МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» .

Работа секции эстетического воспитания была представлена Бельской С.А., учитель математики МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», в форме Педагогической гостиной: «О, математика земная, гордись прекрасная собой».

Экспертами на математической гостиной являлись Иванова М.Л. (МАОУ «Городская гимназия № 1»), Губарь О.М. (МАОУ «СОШ №7 имени Пичуева Л.П.»), Климова И.В. (МАОУ «СОШ №7 имени Пичуева Л.П.»).

 

Оксана Ивановна Сычева, руководитель городского методического объединения учителей математики, во вступительном слове обозначила актуальность вопроса духовно-нравственного воспитания школьников. В данном докладе были освещены основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, изложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Докладчик подробно остановился на следующих вопросах:

— характер современного национального воспитательного идеала;

— цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

— система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

— основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Было отмечено, что математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями.

А вот о способах и особенностях математической работы, способствующих формированию духовно-нравственной личности школьника на уроках математики, напомнила  Попцова В.А., учитель математики МБОУ «СОШ № 15».

Валентина Алексеевна отметила, что на уроках математики духовно-нравственное воспитание  в основном осуществляется  посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;
  • через методы и формы обучения;
  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  • через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Отдельным вопросом была раскрыта специфика заданий, применяемых на уроках с целью формирования нравственных и культурно-эстетических ценностей.

Во-первых, решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. При этом у учащегося, при правильном руководстве, воспитываются соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Во-вторых, это присущий в значительном большинстве случаев творческий характер заданий. Решение математического задания, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится творческим актом.

Секция патриотического воспитания

На секции патриотического воспитания были подробно рассмотрены вопросы организации, подготовки и проведения модуля одного дня посвящённого дню космонавтики и недельного модуля посвящённого Великой Отечественной войне. Цель такой работы – воспитание  патриотизма,  формирование  гражданской идентичности подрастающего  поколения посредством разновозрастного метапредметного погружения. Коллегами было отмечено, что такие мероприятия  имеют  как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, развивает личностные качества, общий кругозор. При организации данного вида деятельности перед педагогами стоит задача: комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситуации, требующих их совмещения. Центральное  действие в решении проектной задачи – ценностный ориентир: сопричастность к историческому наследию своего народа, страны; формирование патриотизма, уважение к своему прошлому и настоящему.

Секция эстетического воспитания

Деятельность секции эстетического воспитания была направлена на формирование таких базовых национальных ценностей как искусство и литература. Математическая гостиная  осветила следующие направления: литература и математика, искусство и математика, математика вокруг нас.

Цель работы математической гостиной – раскрытие взаимосвязей эстетического и нравственного воспитания.

На практике было показано эффективное раскрытие эстетического потенциала школьной математики, предполагающее полноценное восприятие учащимися математической красоты, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и идеала, образного мышления, то есть формирование элементов эстетической культуры.

Так же была затронута проблема противоречия между необходимостью всестороннего развития учащихся, формирования их мировоззрения, мышления, интеллектуальных и морально-эстетических качеств личности – с одной стороны, и недостаточным вниманием к эстетическим аспектам математической деятельности в практике обучения – с другой.

Деятельность гостиной подтвердила, что воспитание красотой и через красоту в процессе обучения математике не только определяет эстетико-ценностную ориентацию личности, но и вырабатывает стремление к созданию прекрасного средствами математики, что развивает творческие способности детей и устойчивые нравственные ценности.

В завершении работы было принято решение:

  1. Одобрить и обобщить опыт МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И» по реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов на городском семинаре.
  2. Организовать городской банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию личности на уроках математики и поместить его на городском сайте учителей математики.
  3. Рекомендовать провести городскую неделю математики «О, математика земная, гордись прекрасная собой».

Открытие
Выставка
Математическая гостиная