Методическая копилка

Сборник  материалов VIII образовательного форума города Усть-Илимска «Духовно-нравственная образовательная среда: диалог культур» (просмотреть...)

Сборник "Инновационные подходы к экологическому образованию обучающихся в условиях реализации ФГОС"(просмотреть...)

Материалы муниципального конкурса Мой лучший урок по ФГОС-2019

Педагоги общеобразовательных учреждений:

  1. Лобанова Е. А. "Урок английского языка в 6 классе с применением модели смешанного обучения «Смена рабочих зон»";
  2. Лысцова О.И. "Соединения химических элементов";
  3. Кочук В.А. "Спортивные игры. Волейбол";
  4. Храбан Т.В., Серенева М.Н. «Внеурочное занятие «Фестиваль английских праздников» в рамках реализации основной образовательной программы и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений муниципального образования города Усть-Илимска»;
  5. Былкова М.Н. "В гости к Марине Пятеркиной";
  6. Михайлова А.В. "Гидрография Южной Америки"
  7. Быкова И.В. "Сочинение по картине А. Пластова "Летом";
  8. Семенина Ю.С. "Сказочная птица";

Педагоги дошкольных образовательных учреждений:

  1. Котельникова М. А., Удуд Ю.Г. "Все профессии нужны, все профессии важны";
  2. Свитина М.П., Чепикова В.Н. "Квест - игра "Помогаем Дюймовочке";
  3. Шмакотина С.А., Явкина О.Л. "Путешествие в зимний лес";
  4. Самкова А.П., Иванова В.В. "Такие разные жилища";
  5. Хорунжина Н.В., Якимович О.А. "Маршрутная игра "Мой Усть-Илимск - прекрасный город";
  6. Притула М.Д. "Волшебные фигуры";
  7. Бурштын Ю.Р. "Дикие животные. Заяц";
  8. Стефанова Н.Л. "Зимнее приключение Снеговичка".

Адамкова А.М. Домашнее задание как средство формирования УУД

Домашняя работа учащихся рассматривается, как одна из организационных форм обучения.

Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений и навыков, в формировании самостоятельности.

На уроках искусства домашнее задание также является необходимым элементом учебного процесса, но в силу специфики содержания уроков музыки, МХК, ИЗО имеет более широкие задачи.

Домашние задания на уроках искусства носят в основном творческий и дифференцированный характер. Их цель заключается не только в закреплении знаний учащихся, но и в совершенствовании и развитии индивидуальных учебных навыков ребенка: работа с информацией, проектная деятельность, логическое мышление и память, творческие способности, исполнительские навыки.

Также домашние задания позволяют решить проблему нехватки времени на уроке на отработку каких-либо деталей учебной деятельности, позволяют поддерживать и развивать интерес учеников к изучаемому предмету.

Основные принципы:

  • При выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем, учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам;
  • Осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания, на объяснение домашнего задания отводить не менее 2-3 минут от урока;
  • Систематически проверять домашнюю работу учащихся.

Формы контроля:

  • Контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
  • Внеурочная проверка учителем тетрадей;
  • Наблюдение за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
  • Взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
  • Самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с правильным вариантом.

Виды домашних заданий:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Для всего класса
  • Контрольные
  • На выбор
  • По желанию

Презентация - "Домашнее задание как средство формирования универсальных учебных действий"

Презентация - "Мини-тест Архитектура России 19 века"

Работы детей:

Зенькова О.В. Роль творческих домашних заданий на уроках изобразительного искусства

Зимина Е.Н. Формирование УУД посредством выполнения творческих домашних заданий по изобразительному искусству

Некрасова Ю.И. Актуальность домашних заданий по изобразительному искусству при освоении навыка рисования с натуры

Некрасова Юлия Ивановна

МАОУ «Усть-Илимский Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Конечно, в школе не готовят художников, музыкантов, а также математиков, физиков и языковедов. Но все предметы и различные информационные источники по крупицам формируют личность. В этом случае рисование не самоцель, а средство. Практика реалистичного изображения видимого мира развивает глазомер, т.е. способность на глаз, определять пространственные свойства, и прежде всего пространственные отношения объектов. Любой изобразительный процесс - это, прежде всего, постоянный анализ и синтез. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. учебный рисунок служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

Возраст 11-12 лет (5-6 класс) наиболее сенситивен освоению навыка рисования с натуры. Специфической особенностью учеников подросткового возраста является то, что они не довольствуются схематическим изображением предмета, а стремятся к реалистичной передаче наблюдаемого. В этом тоже выражается развитие и взросление учащихся. Зрительное восприятие подростков приобретает более аналитический характер. Учащиеся уделяют внимание деталям, объему, пространственному положению предметов и пытаются все это передать в изображениях. Умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие - причинами отказа от изобразительного творчества.

Программа по изобразительному искусству предполагает, что в результате обучения ученик 5-6 класса должен уметь (в числе прочего) видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы; видеть соотношение пропорций, характер освещения, тоновые отношения при изображении с натуры. Как же достичь этого, занимаясь 1 раз в неделю по 40 минут?

Вот тут и приходят на помощь домашние задания при освоении навыка рисования с натуры. Навык рисования - это навык особенного, художественного восприятия действительности. На уроках мы разбираем способы восприятия, формирующие умение рисовать. Это восприятие и рисование контуров, форм пустых пространств между предметами, восприятие пропорций и направлений. Детям предлагается стать участниками эксперимента, насколько быстро они продвинутся в умении рисовать? Выполняется первый рисунок - отправная точка, и задача эксперимента - отследить динамику своего прогресса. Домашнее задание надо выполнять ежедневно по пять минут в течение недели. Пять минут по таймеру (часам будильнику) – это совсем немного и дети с удовольствием соглашаются.

Так как в условиях реализации ФГОС домашнее задание должно быть дифференцированным, то детям предлагаются различные нестандартные способы изображения. Например, рисование левой (не ведущей) рукой, срисовывание вверх ногами, рисование методом «слепого наблюдения», когда ребенок фиксирует наблюдение натуры, не глядя на лист

В учебной программе определенное количество часов тоже   уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по теме наброски. Это - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры.

Самостоятельная домашняя работа учащихся может выполняться различными способами:

  • выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);
  • выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры). Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

С помощью домашних заданий ребёнок становится добровольным и заинтересованным своим соратником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его процесс и результаты. Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Таким образом, концепция  формирования  системы  домашних заданий при изучении данной темы, выступает как личный образовательный ресурс школьника. Подход учащихся к учебному процессу становится более деятельным; стимулируется активность учащихся; ярче проявляется индивидуализация учебного процесса; появляется возможность увеличить объем учебной информации за счет экономии учебного времени.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Без грамоты нелегко научить понимать язык изобразительного искусства. Именно благодаря практическому рисованию развиваются качества необходимые человеку как личности и как зрителю.

Фроленко Ю.Ю. Использование интерактивных сервисов при выполнении домашних творческих заданий на уроках изобразительного искусства

Фроленко Юлия Юрьевна

МАОУ «СОШ № 13  им. М.К. Янгеля»

Слайд 1

Как учитель изобразительного искусства, я считаю, что домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока.

Однако в последнее время возникает противоречие.

С одной стороны, важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и художественные способности. Слайд 2 

С другой, у современных детей клиповое мышление, а мы даём задания, не соответствующие их восприятию мира, поэтому они их отторгают.

Дело в том, что быстрый технический прогресс оставляет между поколениями обучающих и обучающихся большие дистанции.

Разберёмся, что же не понимает и не принимает поколение педагогов? И что при этом испытывает поколение учеников?

Слайд 3.

Существует теория поколений, в основу которой лёг тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Рассмотрим три последних поколения. Назовём их X, Y, Z.

В современном обществе подрастающее поколение Z обучают и воспитывают представители поколений X и Y.

Слайд 4.

Поколение X – это так называемое поколение детей с ключом на шее. Они рано приучались к самостоятельности, сами делали уроки, умели разогревать обеды и даже готовить. Их родители считали, что чем лучше ребёнок научится справляться с трудностями, тем проще ему будет жить в дальнейшем. Во время взросления этого поколения произошли застой, холодная война, война в Афганистане, перестройка. Всё это наложило отпечаток на характер большинства представителей данного поколения: они прагматичны, делают выводы, основываясь на собственном опыте.

Слайд 5.

Поколение Y ещё называют «поколением большого пальца», ведь сотовый у представителей данного поколения существовал практически всю жизнь. На пору детства этого поколения пришлись большие перемены в политическом и экономическом устройстве, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, Интернета, мобильных устройств, наступила эпоха брендов, эра публичности. Если для прежних поколений ничего так быстро не менялось, то в жизни поколения Y ничего, кроме стремительных перемен, и не было. В связи с этим большинство представителей поколения Y очень категоричны, не верят в отдалённую перспективу, желают получить результат здесь и сейчас.

Слайд 6.

Поколение Z сложно охарактеризовать, так как оно именно сейчас находится в процессе взросления, но повсеместное распространение различных средств связи обуславливает тот факт, что большинство выводов представители этого поколения делают на основе информации, которую получили из Интернета. Кроме того, у представителей этого поколения клиповое мышление. Им нужны короткие, ёмкие, содержащие полную информацию тексты. Это их способ познания.

Именно педагоги, которые научились выдавать информацию кратко, ёмко, лаконично, с картинками, как в коротких постах сетей, пользуются у современных детей популярностью. До сих пор ведутся споры о том, стоит ли установить строгий режим пользования гаджетами и компьютерами в школе. Но как же образование, оторванное от современной жизни, может подготовить к этой самой жизни? Образование должно соотноситься с современными реалиями, встраивать человека в жизнь здесь и сейчас, а значит, должно использовать в своём процессе имеющие отношение к сегодняшней действительности новинки, а не отвергать их.

Таким образом, учитывая всё выше изложенное, я посчитала уместным поделиться с вами информацией, какие интерактивные сервисы я использую при выполнении домашних творческих заданий на уроках изобразительного искусства.

Слайд 7.

Многие люди хотели бы регулярно посещать интересные объекты и галереи, но не у всех есть для этого достаточно времени и возможностей (особенно, если речь идет о музеях в другой стране или городе). Сеть Интернет предоставляет нам возможность посетить музеи России или мира.

Слайд 8.

На уроках изобразительного искусства часто не хватает времени для полноценной виртуальной экскурсии, в таких случаях задаю на дом по ссылке совершить виртуальный поход в музей. Обычно подобные экскурсии состоят из множества панорам. Вы можете «передвигаться» с помощью стрелок на экране, и таким образом, осмотреть все доступные комнаты. Дети получают возможность в деталях рассмотреть экспонаты и получить ощущение полного погружения в мир искусства.

В зависимости от темы урока ставлю различные задачи. Посетив музей, описать понравившуюся картину, экспонат, какие произведения (по видам, жанрам, стилям) преобладают, самая большая по размеру картина, самая старинная и др.

Слайд 9.

Используя данные интернет-ресурсы: artclassic.edu, russianculture, visaginart.nm., можно прослушать мини-лекцию, изучить материал из истории искусств, о великих художниках. Ответить на вопросы, создать синквейн, кластер, придумать вопрос и т.д.

Слайд 10.

Для детей, пропустивших важные темы, можно посоветовать обратиться к таким ресурсам, как интернет-урок или открытый класс. Они содержат видеоуроки, онлайн-курсы с интерактивными заданиями и помогут самостоятельно быстро и доступно изучить пропущенный материал. А сайты с открытыми уроками рисования помогут детям практическими советами.

Слайд 11.

Так как в нашей школе с углублённым изучением предметов эстетического цикла изучается такой предмет как «Основы дизайна». Для погружения в тему, выбора объекта дизайна, поиска идей использую ресурс пинтерест. Например, создаём проект «Создание органайзера», поиск идей для реализации задаю на дом. Идеи для шрифтовых работ берём на сайте wordcloud.pro.

Слайд 12.

Как вы знаете, чтобы усваивать большие объёмы информации, полезно повторять про себя кратко то, что уже узнали, а ещё лучше конспектировать, а ещё лучше – составлять майнд-карту.

Майндмэппинг (карта мыслей, интеллект-карта, майнд-карта) – наиболее удобный инструмент для эффективного восприятия информации. На сегодняшний день известно 20 различных инструментов, которые позволяют рисовать майнд-карты на любой вкус и цвет. Дело в том, что не все инструменты бесплатны, но есть возможность попробовать их в бесплатном режиме и выбрать наиболее оптимальный. Мы пока освоили только ресурс coogle. Он даёт возможность совместного творчества: работа в паре, в группе. Сразу можно в режиме он-лайн проконсультировать, дать совет.

Слайд 13.

Подход «запиши, чтобы запомнить» также очень помогает в обучении. Но эффективнее он работает тогда, когда нужно переосмыслить материал и изложить своими словами. Например, в моём классе создана группа «ИЗО 7б» в мессенджере WhatsApp. После изученной темы «Импрессионизм в живописи» даю задание ответить на вопрос: «Чем живопись импрессионизма отличается от традиционной живописи?». Учащимся предлагается ответ сформулировать одним предложением, каждый последующий ответ не должен повторяться.

Слайд 14.

Ещё одним эффективным способом запоминания материала является составление по нему тестов, викторин и опросов. Для данных целей отлично подходит инструмент Google Form. Можно предложить ребятам составлять опросы по различным темам, а затем отправлять друг другу и собирать статистику ответов. На основе данной статистики можно даже вести рейтинги, которые могут меняться хоть каждый день.

Можно также посоветовать привычные и знакомые Google Docs и Google Sheets. Они позволяют в режиме реального времени отслеживать любые изменения, внесённые в документ, оставлять заметки, исправления, использовать встроенный чат. Идеальный инструмент для групповой домашней работы над текстом или таблицами.

Слайд 15.

Гораздо реже использую в качестве домашнего задания инструменты интерактивных опросов, которые готовлю сама. Сервисов для интерактивных опросов существует немало, но пользуюсь я пока одним из них, это myQuizz – сервис, который позволяет проводить викторины и розыгрыши в режиме реального времени.

Слайд 16.

Для совместной работы многие также активно используют виртуальные доски, например, Padlet и Lino. Если учащиеся занимаются проектной деятельностью, то вместо реальной физической доски можно использовать Trello – максимально простой инструмент, который легко внедрить в рабочий процесс. Структура Trello состоит из досок, которые разделены на списки с карточками. Каждую из досок можно выделять под отдельные проекты.

Слайд 17.

Наиболее полезный и удобный ресурс для совместной работы по поиску информации – это Diigo. Он даёт возможность эффективного проведения совместных исследований. Команда разработчиков проекта, класс или его часть могут создать группу на Diigo, чтобы объединить найденные тематические ресурсы для совместного изучения и обсуждения.

Ещё один интересный проект – платформа Globallab. Это онлайн-среда для индивидуальных или групповых исследований по любой тематике. Любой, кто зарегистрировался в Globallab, может участвовать в проектах других пользователей или создать свой собственный проект с помощью специального конструктора. Последние проекты, в которых приняли участие мои учащиеся «Как отличить изделия разных народных промыслов?», «Костюмы народов Древнего Мира», «Вторая жизнь пластиковых бутылок». Здесь также есть копилка идей, которая может натолкнуть на интересный авторский проект.

Слайд 18.

Домашнее задание: по теме урока решить или придумать и изобразить ребус с помощью различных программ.

Слайд 19.

После мастер-класса моей коллеги я стала использовать такой приём как кроссенс.

Слайд 20.

Создание лэпбука (обобщение учебного материала). В конце четверти, года.

Таким образом, использование интерактивных сервисов при выполнении домашних творческих заданий на уроках изобразительного искусства — эффективный инструмент современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности.

Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Интерактивные сервисы помогут заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи с современными технологиями, повысить количество выполненных домашних заданий.